Внедрение эффективного инновационного опыта в практику как управляемый процесс План: 1. Основные формы распространения эффективного инновационного опыта: открытые занятия и просмотры, мастер- классы, выставки, конкурсы профессионального мастерства и т.п. 2. Публикация как форма внедрения промежуточных и итоговых результатов эффективного инновационного опыта. Различные виды публикаций инновационного педагогического опыта: учебное пособие, методические рекомендации, статья. 3. Авторская собственность. Защита авторских прав педагога – носителя инновационного педагогического опыта.
Публикация как форма распространение инновационного педагогического опыта Основные виды изложения результатов инновационного педагогического опыта: диссертация (кандидатская или докторская); отчет о научно-исследовательской или опытно- экспериментальной работе; монография; квалификационная работа на соискания квалификационной категории;
Публикация как форма распространение инновационного педагогического опыта Основные виды изложения результатов инновационного педагогического опыта (продолжение): учебное пособие; тезисы доклада; статья (научная статья); рецензия; методические рекомендации; депонированная разработка.
Диссертация Диссертация – это форма описания эффективного педагогического опыта, в которой излагаются результаты научной работы, подготовленной для публичной защиты на соискание ученой степени кандидата или доктора наук.
Диссертация Кандидатская диссертация должна представлять собой оригинальную научную работу, содержащую новое решение актуальной научной задачи, имеющей существенное значение для педагогики. Докторская диссертация – решение крупной научной проблемы или разработку нового научного направления в педагогике. Для ознакомления научной общественности с результатами исследования небольшим тиражом (100 экз.) издается автореферат диссертации, содержащий краткое изложение содержания диссертации.
Отчет о научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работе Это официальная форма представления результатов инновационной деятельности педагогического коллектива. Отчет выполняется в виде подробного описания задач, методики, содержания, хода и результатов поисковой работы.
Отчет о научно-исследовательской или опытно-экспериментальной работе Отчет содержит в себе следующие разделы: характеристика авторского коллектива; обоснование актуальности темы, объекта, предмета, задач и методики исследования; аналитический обзор литературы; анализ существующей практики; теоретическое обоснование результатов работы, их характеристика – научная новизна и практическая значимость; выводы и рекомендации; библиография.
Монография Представляет собой работу одного автора или коллективный труд авторского коллектива, в котором более или менее подробно излагается одна научная проблема. Если монографическая работа по объему составляет менее четырех авторских листов, она называется брошюрой
Квалификационная работа (на соискание квалификационной категории) Квалификационная работа направлена на углубление теоретических и прикладных знаний педагога, формирование и развитие навыков исследовательской работы и интереса к ней. Выполняя квалификационную работу, педагог теоретически обосновывает предлагаемый опыт, подводит итоги опытно-экспериментальной работы, обобщает полученные данные, дает им оценку, высказывать собственные суждения, делает выводы. Квалификационная работа подлежит публичной защите.
Учебное пособие Это учебное издание, в котором систематически излагаются основы знаний в определенной предметной области. Учебное пособие предназначено для обучения учащихся. Структура и содержание пособия регламентируется содержанием государственного образовательного стандарта, а также программой учебной дисциплины, для изучения которой оно подготовлено.
Тезисы доклада Это краткое изложение определенных идей и положений, отраженных в освещаемом опыте. Главное требование: эти идеи должны формулироваться четко и кратко, но обязательно содержательно и аргументировано раскрываться, представлять читателю основные направления описываемого опыта.
Статья Статья раскрывает конкретные вопросы теоретической и прикладной стороны эффективного педагогического опыта. Ее структура обычно такова: актуальность освещаемых вопросов; подходы других исследователей к решению подобной задачи; описание сущности опыта (системы работы, методики или технологии); данные апробации предлагаемого опыта; выводы и практические рекомендации по решению использованию данного опыта в практике.
Рецензия Критическое рассмотрение материалов эффективного педагогического опыта в свете требований, представляющихся рецензенту обязательными. Рецензия может содержать советы и конструктивные предложения о путях использования или совершенствования предлагаемого опыта.
Методические рекомендации Рекомендации оформляются в виде советов о том, как эффективнее использовать результаты педагогического опыта в практической деятельности. Рекомендации, как правило, адресованы определенной категории педагогов и поэтому должны учитывать их специфику.
Депонированная разработка Данная форма представления эффективного педагогического опыта осуществляется тогда, когда автор опыта заинтересован в быстром издании труда. Она освещает важные, но частные вопросы, издание которых большим тиражом нецелесообразно, потому что они предназначены для узкого круга специалистов.