Кузнецова Ольга Вениаминовна учитель русского языка и литературы ГБОУ СОШ 2 «ОЦ» с. Б.Глушица
Пунктуация при вводных словах
Словарная работа. Предупредительный - Предупредительный - Обходительный - Обходительный - Любезный - Любезный - Деликатный - ( фр. – нежный ) Деликатный - ( фр. – нежный ) 1.Чуткий, вежливый. 1.Чуткий, вежливый. 2.Нежный, слабый. 2.Нежный, слабый. 3.Затруднительный, требуемый осторожного обращения. 3.Затруднительный, требуемый осторожного обращения.
Словообразовательная работа Задание: определите способ образования слов Происхождение, ропот, по-научному, ожидал, безвозвратно, безынтересный, рассвет, побережье, распад, заснеженный, отыскивая. Происхождение, ропот, по-научному, ожидал, безвозвратно, безынтересный, рассвет, побережье, распад, заснеженный, отыскивая.
Синтаксическая работа Задание: определите тип подчинительной связи в словосочетаниях морозное утро морозное утро заросший травой заросший травой желание учиться желание учиться по-зимнему холодно по-зимнему холодно наши проблемы наши проблемы легко преодолеть легко преодолеть шум ветра шум ветра всякий раз всякий раз
Вводными называются слова или словосочетания, грамматически не связанные с предложением К вводным словам нельзя задать вопрос от другого члена предложения, а значит, вводное слово не является членом предложения. Этим объясняется необходимость как интонационного, так и пунктуационного выделения вводных слов Вводные слова могут стоять в начале, середине и в конце предложения. В зависимости от этого ставится одна или две запятые, обрамляющие вводные слова
Группы вводных слов Слова, выражающие чувства (к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости) Слова, выражающие оценку реальности (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное) Слова, указывающие на источник сообщения (говорит, по-моему, по- твоему, по вашим словам, по сообщению) Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь (во- первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно) Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим) Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли (словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится) Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении (по крайней мере, самое большее) Слова, выражающие экспрессивность (честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано) Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению) Группы вводных слов Слова, выражающие чувства (к сожалению, к счастью, к несчастью, к радости) Слова, выражающие оценку реальности (конечно, возможно, вероятно, очевидно, несомненно, наверное) Слова, указывающие на источник сообщения (говорит, по-моему, по- твоему, по вашим словам, по сообщению) Слова, указывающие на последовательность мыслей, их связь (во- первых, во-вторых, итак, наконец, следовательно) Слова, употребляемые с целью привлечения внимания (видишь ли, простите, допустим, предположим) Слова, указывающие на приемы и способ оформления мысли (словом, одним словом, иначе говоря, вообще, вернее, точнее, как говорится) Слова, указывающие меру того, о чем говорится в сообщении (по крайней мере, самое большее) Слова, выражающие экспрессивность (честно говоря, смешно сказать, по правде, по правде сказать, не в обиду будь сказано) Слова, выражающие степень обычности того, о чем говорится (бывало, по обычаю, по обыкновению)
НАКОНЕЦ, ЗНАЧИТ, ОДНАКО Вводные слова Не вводные слова НАКОНЕЦ = еще (содержит оценку факта); имеет значение «напоследок», «в результате всего», «после всего» ЗНАЧИТ = следовательно, стало быть; синонимично слову означает ОДНАКО стоит в середине предложения или в конце предложения; стоит в начале предложения и равно по значению союзу но
Лексическая работа Задание: объясните функцию слова ОДНАКО в следующих предложениях Дождь однако зарядил надолго. Дождь однако зарядил надолго. Тема новая однако интересная. Тема новая однако интересная.
Задание: найдите предложения с пунктуационными ошибками. 1.К счастью, невозможно привыкнуть. 1.К счастью, невозможно привыкнуть. 2.Приближение весны,кажется, чудом. 2.Приближение весны,кажется, чудом. 3. Мне просто не о чем с вами спорить. 3. Мне просто не о чем с вами спорить. 4.Он бывало приезжал сюда каждый год. 4.Он бывало приезжал сюда каждый год. 5.В те годы всякое бывало. 5.В те годы всякое бывало. 6.Он в конце концов прав. 6.Он в конце концов прав. 7.В конце концов всё разрешилось благополучно. 7.В конце концов всё разрешилось благополучно.
Составить предложение по картине, используя вводные слова
Домашнее задание $ 33. $ 33. Упр Упр. 372.