Урок русского языка 11 класс Заварухина Галина Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ 2
Распространённые и нераспространённые предложения
Учащиеся должны знать: - признаки деления предложений на распространенные и нераспространенные - какие члены предложения называются второстепенными уметь: - анализировать предложения по наличию второстепенных членов предложения
По наличию второстепенных членов предложения делятся на распространённые нераспространённые
Нераспространённые предложения состоят только из подлежащего и сказуемого Шёл дождь.
Распространённые предложения кроме главных членов в предложении имеются и второстепенные члены Ночью шёл дождь.
Виды второстепенных членов предложения дополнение определение обстоятельство
Дополнение называет предмет, на который направлено действие или который сам является результатом действия, и отвечает на вопросы косвенных падежей прямое косвенное стоят в форме винительного падежа без предлога все остальные
Определение обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? чей? согласованные несогласованные присоединяются к главному слову по типу согласования и выражены прилагательными, причастиями, местоимениями выражены другими частями речи
Обстоятельства обозначают различные условия протекания действия Меры и степени Как? В какой мере? Цели Почему? Зачем? Времени Когда? Места Где? Куда? Условия При каком условии?
Спишите текст, расставьте знаки препинания Томление и зной усиливались. Замолкли птицы мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскалённой мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно. И вот в мертвенной тишине глухо и важно зашумели вётлы. Долетели испуганные крики грачей. Шум становился всё крепче. Наконец ветер засвистел завыл в углах дома.
Проверь себя Томление и зной усиливались. Замолкли птицы, мухи осоловели на окнах. К вечеру низкое солнце скрылось в раскалённой мгле. Сумерки настали быстро. Было совсем темно. И вот в мертвенной тишине глухо и важно зашумели вётлы. Долетели испуганные крики грачей. Шум становился всё крепче. Наконец, ветер засвистел, завыл в углах дома.
Задание к тексту Дать характеристику предложений по наличию второстепенных членов предложения. Сделать синтаксический разбор выделенных предложений
Работа дома п. 75 «3» - упражнение 379 «4» - упражнение 378 «5» - упражнение 379