1 «Анализ состояния и перспектив развития малого предпринимательства в Тверской области»
2 Цели и задачи работы Основные задачи: Анализ фактического состояния в области развития МП в регионе в целом и отдельных муниципальных образованиях Анализ нормативной правовой базы и практики ее применения Анализ существующих проблем развития МП в области Анализ фактической ситуации в области поддержки МП Определение перспектив развития МП в Тверской области Разработка предложений по развитию и перспективным направлениям поддержки МП в Тверской области Цель: Изучение ситуации с развитием МП в Тверской области и разработка предложений, направленных на создание благоприятных условий для его развития в области
3 Структура отчета Введение Развитие МП в Тверской области Развитие МП в муниципальных образованиях Тверской области Проблемы развития МП Административные барьеры на пути развития МП Нормативная правовая база Ресурсная поддержка субъектов МП Налогообложение субъектов МП Состояние кредитно-финансового сектора Потенциал развития МП Ситуация с развитием МП в отдельных муниципальных образованиях Рекомендации по результатам исследования
4 Тенденции изменения основных показателей МП области за последние 5 лет Число МП > чем в 2 раза Численность занятых на МП На четверть Объем производства на МП Производительность труда на МП Объем инвестиций в ОК на МП В 1,5 раза На четверть > чем в 2 раза В целом динамика большинства показателей положительная!
5 Место Тверской области в ЦФО Данная группа характеризуется: Высокой долей занятых на МП в экономически активном населении Средним уровнем инвестиционной активности и численности МП по отношению к экономически активному населению Высокими темпами роста числа МП Низкой производительностью труда Тверская область входит в группу со средним уровнем развития МП В эту группу также входят Владимирская, Воронежская, Ивановская и Рязанская области
6 Высокий уровень развития МП Города: Тверь, Вышний Волочек, Кимры Районы: Калининский, Конаковский, Удомельский, Нелидовский Районы: Бельский, Жарковский, Лесной, Молоковский, Пеновский Сандовский ЗАТО: Солнечный Низкий уровень развития МП Территориальные диспропорции в уровне развития МП по области
7 Отраслевая структура производства продукции (товаров, услуг) на МП области
8 Основные проблемы развития МП
9 Наиболее проблемные административные процедуры для МП
10 Примеры сроков прохождения отдельных административных процедур Открытие стационарного объекта сферы потребительского рынка 1 – 3 месяца Аренда недвижимого имущества, находящегося в собственности г. Твери 2 – 3 месяца Перевод помещений из жилого фонда в нежилой – 2-3 месяца Получение земельного участка для строительства в г. Твери: торги – около 1 года процедура предварительного согласования – около 1,5 лет Открытие павильона или минирынка – от 1 до 2,5 лет
11 Нормативная правовая база Нормативная правовая база сформирована достаточно полно Специальное регулирование в области поддержки МП имеет место только на уровне области и нескольких МО (г. Тверь, Вышневолоцкий район) Нормативная правовая база не ориентирована на удовлетворение потребностей предпринимателей Затруднен доступ к большинству актов муниципального уровня Необходимо совершенствование нормативно-правовой базы регионального и муниципального уровня в области регулирования деятельности МП
12 Основные проблемы применения законодательства о поддержке МП Существующее законодательство о государственной поддержке МП по большей части не работает Недостаточные объемы финансирования программ поддержки и развития МП Имеет место тенденция к распылению незначительных средств по мероприятиям В результате преобладают адресные меры в поддержке МП Эффективность регионального и муниципального законодательства в области государственной поддержки МП в целом невысокая
13 Размеры бюджетной поддержки МП Субъект Российской Федерации Доля расходов консолидированного регионального бюджета по разделу 1100 «Развитие рыночной инфраструктуры», % Доля статьи «Малый бизнес и предпринимательство» от суммы раздела (остальное - прочие мероприятия по развитию рыночной инфраструктуры),% Всего по регионам РФ 0,7270,10310,056,8 Ярославская область0,0201,2072,597,6 Тверская область0,0160,02317,240,5
14 Обеспеченность области структурами поддержки МП Всего на территории области действует около 70 структур поддержки МП В 21 МО нет ни одной структуры поддержки МП Всего 3 структуры поддержки МП являются государственными и 12 муниципальными г. Тверь доминирует по числу структур поддержки МП Из всего числа структур почти половина – это объединения предпринимателей, осуществляющих поддержку только своих членов Необходимо расширение и развитие инфраструктуры поддержки МП в Тверской области
15 Эффективность деятельности структур поддержки МП Доля экспертов, оценивших эффективность работы структур как высокую Эффективность работы структур поддержки МП в Тверской области пока недостаточно высока
16 Услуги, которых в большей степени не хватает МП Доля экспертов, считающих, что данных видов услуг в области не хватает МП
17 Малое предпринимательство в Тверской области имеет высокий потенциал для развития Отрасли и сектора, обладающие наибольшим потенциалом: розничная торговля, общественное питание, туризм, сектор жилищно-коммунального хозяйства, автосервис, юридические услуги, строительство Приоритетные отрасли и сектора поддержки: промышленное, сельскохозяйственное производство, инновационная сфера, строительство, сектор ЖКХ, туризм Потенциал и приоритеты развития МП
18 Факторы выбора МО для исследования 1.Уникальное географическое положение Тверской области 2.Особенности отраслевой структуры экономики 3.Особенности административно-территориального деления 4.Дифференциация по уровню самодостаточности бюджета МО 1.Город Вышний Волочек 2.Вышневолоцкий район 3.Кашинский район 4.Лихославльский район 5.Рамешковский район 6.Город Ржев Ситуация в МО области и обоснование муниципалитетов для исследования Выбранные для исследования МО области
19 1.Сфера МП имеет разное значение для экономики исследуемых муниципальных образований 2.В отраслевой структуре МП муниципалитетов преобладающее значение имеет сфера торговли и общественного питания 3.На муниципальном уровне практически отсутствует собственная нормативно-правовая база в области поддержки МП, имеющая системный характер 4.Администрации МО в целом считают приоритетным развитие МП 5.Кредитование субъектов МП во всех МО осуществляется кредитными учреждениями на общих основаниях 6.Особые неудобства в работе субъектов МП связаны с укрупнением налоговых инспекций по межрайонному принципу Основные выводов по результатам исследования в МО
20 Приоритетные направления политики поддержки МП Устранение административных барьеров Совершенствование законодательной и нормативно- правовой базы Повышение эффективности деятельности структур поддержки Облегчение доступа к финансовым ресурсам Создание условий для развития существующих и появления новых инновационных структур Повышение информационной открытости Создание эффективных механизмов взаимодействия предпринимателей и органов власти Увеличение объема бюджетных средств, направляемых на МП
21 Ориентиры развития МП в Тверской области Создание благоприятных условий для развития малого предпринимательства Снижение общей регуляционной нагрузки на малое предпринимательства Улучшение институциональной среды Привлечение инвестиций
22 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ АНО ИКЦ «Бизнес-Тезаурус» Москва – Тверь