Родительское собрание Семья как социокультурная среда развития ребенка Новосарбайская школа 2008 г Психолог Лябина Н.В.
«Каждая семья настолько дурна или хороша, насколько дурно или хорошо создавало ее общество. Созданная самим обществом, она в свою очередь воспитывает для него членов, и в этом заколдованном круге вращается воспитание» Н.Ф. Шелгунов Семья как социокультурная среда развития ребенка
Среда и ее роль в формировании личности
Макросреда и макрофакторы. Космос, планеты, эпоха, уровень научно технического прогресса, демографическая ситуация; Государство: социально-экономическая система, общественная психология, общественное сознание (идеология, политика, политическая и правовая культура, мораль, религия, искусство, наука)
Мезосреда и мезофакторы. Природно-географические условия, национально-культурные и религиозные нормы и традиции, местожительство, социальная группа, культурно- образовательная среда, средства массовой коммуникации.
Микросреда и микрофакторы Непосредственное окружение человека: Семья трудовые, учебные и другие коллективы и группы, друзья, материально-бытовые условия.
ребенок Микросреда Мезосреда Макросреда
Семья – основанная на браке или родстве малая социальная группа, в современной жизнедеятельности которой реализуются следующие функции:
Функции современной семьи: репродуктивная - рождение детей; хозяйственно-экономическая; воспитательная; нравственно-психологического обеспечения; коммуникативная; рекреативная (организация досуга)
Специфика формирующего влияния семьи. Характер и интенсивность семейного влияния изменяются в различные периоды жизни человека. Дифференцированно семья влияет на детей разного пола. Реализация воспитательной функции семьи обусловлена национальной спецификой, социокультурными традициями и присущими данному сообществу нормами.
Факторы обеспечивающие особую роль семьи в социализации личности. Непрерывность, устойчивость, систематичность формирующих воздействий. Воспитательные отношения в семье основаны на чувствах родства, любви, доверии, взаимной естественности. Общение и взаимодействие в семье людей разного возраста, разной области интересов и деятельности. Взаимная направленность формирующих воздействий. Благоприятная возможность учета индивидуальных особенностей, психического состояния, потребностей и интересов. Преимущественно эмоциональный характер семейных отношений, семейного влияния.
«Ничто не действует в малых душах детских сильнее всеобщей власти примера, а между всеми другими примерами ничей другой в них не впечатлевается глубже и тверже примера родителей!» Н.И. Новиков
Вопросы теста «Ёжик» Твоя мама часто гладит тебя по головке, прижимает к себе или она этого не делает совсем? Если часто, то нарисуй солнышко, если редко – нарисуй ёлочку, а если только ругает – нарисуй тучку. Тебе хочется, чтобы мама чаще называла тебя ласково и нежно? Если да – нарисуй солнышко, если тебе всё равно – нарисуй ёлочку, а если тебе это не нравится – нарисуй тучку. Бывают случаи, когда человека все раздражает вокруг, все ему не нравится. Если с тобой это происходит часто – нарисуй тучку, если редко – нарисуй елочку, ну а если тебе всегда с людьми легко и никто тебя не раздражает – нарисуй солнышко. Нашего ёжика не мог никто погладить из-за иголок, и он от этого очень страдал. А есть ли у тебя такие иголки, которые появляются у тебя даже тогда, когда тебе этого не хочется. Если иголки появляются часто и они тебе мешают дружить с ребятами – нарисуй тучку, если это происходит редко, иногда – нарисуй ёлочку, а если этого не происходит никогда – нарисуй солнышко. Когда ты приходишь в школу, в свой класс ребята рады тебя видеть, а ты радуешься встрече с ребятами или нет? Если тебе приятно видеть всех ребят – нарисуй солнышко, если приятно видеть только некоторых детей – нарисуй елочку, ну а если тебе не хочется никого видеть, не хочется ни с кем общаться – нарисуй тучку.
Результаты теста
Заповеди для родителей Осознано подходи к вопросам пополнения семейства. Не оставляй маленьких детей без присмотра! Научите ребенка общаться с окружающим миром. Научите ребенка распознавать добро и зло, истинные намерения людей. Научите ребенка самостоятельно с честью и достоинством, без ущерба для жизни, выходить из сложных жизненных ситуаций.
Берегите себя и своих близких!