Семинар « Школа без агрессии»
1) УДОВОЛЬСТВИЕ, 2) УСТАЛОСТЬ, 3) РАДОСТЬ, 4) НЕТЕРПЕНИЕ, 5) ЛИКОВАНИЕ, 6) НЕУДОВОЛЬСТВИЕ, 7) ЗЛОСТЬ, 8) ОБЛЕГЧЕНИЕ, 9) СТЫД, 10) ИЗУМЛЕНИЕ, 11) ОГОРЧЕНИЕ, 12) ВОЗМУЩЕНИЕ. в каких случаях вы испытывали:
1."ВОВКА УДАРИЛ НА ПЕРЕМЕНЕ ИГОРЯ, КОТОРЫЙ ПРИБЕЖАЛ К УЧИТЕЛЬНИЦЕ В ВОПЛЕМ: - ВЕДЬ ЕСЛИ БЫ ЗА ДЕЛО, А ТО ИЗ-ЗА ДЕВЧОНКИ… - ОН ХОТЕЛ НАЗВАТЬ ВИНОВНИЦУ ССОРЫ, НО ТУТ ЯВИЛСЯ ВОВКА: - ТОЛЬКО ПОПРОБУЙ! - И ЗАМАХНУЛСЯ НА ИГОРЯ.. Ситуации для обсуждения «Проблемное поведение»
2. В физкультурном зале на соревнованиях по футболу между классами конфликт. Учитель побежал разбираться, в чем дело (уже почти дошло до драки). Когда он подошел к мальчикам и попытался вмешаться, один из мальчиков послал учителя матом (он не понял, что это учитель). Когда же он осознал, что сотворил – отвернулся и продолжил спорить с другим мальчиком.
3. На перемене двое пятиклассников – мальчик и девочка – громко спорят. Подошедшая учительница узнает, что мальчик разбил новый плейер девочки, который она принесла в школу. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. А девочка требует деньги за разбитую вещь или же новый плейер.
1. «ПОНИМАНИЕ КЛЮЧ К…» 2. «ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ ВЗАИМОПОНИМАНИЯ ЛЮДЕЙ?» 3. «ЧТО ПРЕПЯТСТВУЕТ ВЗАИМОПОНИМАНИЮ ЛЮДЕЙ?» Групповая дискуссия
1. ЧТО МЫ ГОВОРИМ УЧЕНИКУ, КОГДА ПРЕДЪЯВЛЯЕМ ЕМУ ТРЕБОВАНИЯ? 2. ЧТО МЫ ДЕЛАЕМ, ЧТОБЫ УЧЕНИК НАС УСЛЫШАЛ? 3. КАК МЫ КОНТРОЛИРУЕМ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЯ? 4. КАК МЫ НАКАЗЫВАЕМ РЕБЕНКА? 5. КАК МЫ ЕГО ПООЩРЯЕМ? 6. НУЖНА ЛИ ВАМ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА? Обсуждение вопросов
ВСПОМНИТЕ СПОСОБЫ ПОМИРИТЬСЯ ДРУГ С ДРУГОМ. Упражнение «Мирись и больше не дерись»
«ЖИЛА-БЫЛА НА СВЕТЕ СЕМЬЯ. ОНА БЫЛА НЕ ПРОСТАЯ. БОЛЕЕ 100 ЧЕЛОВЕК НАСЧИТЫВАЛОСЬ В ЭТОЙ СЕМЬЕ И ЗАНИМАЛА ОНА ЦЕЛОЕ СЕЛО. ТАК И ЖИЛИ ВСЕЙ СЕМЬЕЙ И ВСЕМ СЕЛОМ. ВЫ СКАЖЕТЕ: НУ И ЧТО, МАЛО ЛИ БОЛЬШИХ СЕМЕЙСТВ НА СВЕТЕ, НО ДЕЛО В ТОМ, ЧТО СЕМЬЯ БЫЛА ОСОБАЯ – МИР И ЛАД ЦАРИЛИ В ТОЙ СЕМЬЕ И, СТАЛО БЫТЬ, НА СЕЛЕ. НИ ССОР, НИ РУГАНИ, НИ, БОЖЕ УПАСИ, ДРАК И РАЗДОРОВ. Китайская притча «Ладная семья».
Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, хорошо старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что- то писать. Писал долго. Видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился.
Три слова были начертаны на бумаге: ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕПЕНИЕ. И в конце листа: «Сто раз ЛЮБОВЬ», «Сто раз ПРОЩЕНИЕ», «Сто раз ТЕРПЕНИЕ». Прочел владыка, почесал, как водится за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа всякой хорошей семьи. – И, подумав, добавил: - И мира тоже».
Как предупредить проявление агрессии? Обязательно установите личный контакт с детьми Старайтесь выслушивать детей до конца, если даже у вас мало времени Стремитесь не перебивать ребенка Следите за собственной речью. Помните, что она - отражение вашей личности Чаще улыбайтесь детям в процессе взаимодействия с ними, это способствует благоприятному психологическому микроклимату
- Учитесь видеть себя со стороны: чаще анализируйте собственную деятельность -Стремитесь ставить себя на место ребенка -Развивайте способность признавать свои ошибки в общении с детьми -Общаясь с детьми, используйте такие приемы педагогического воздействия, как внушение и убеждение. Для убеждения вам необходимо: -быть самому убежденным в том, о чем вы говорите; -ясно и понятно излагать доводы детям; -проявлять выдержку и терпение -Особенно внимательно относитесь к своему поведению, манерам, жестам
Как вести себя с агрессивным подростком? Ни в коем случае не позволять себе разговаривать с учеником на повышенных тонах. Если вы видите, что ученику трудно себя сдерживать, то дайте ему возможность выплеснуть свою агрессию без причинения вреда окружающим. Показывайте ученику пример эффективного поведения, старайтесь не допускать при нём вспышек гнева и не стройте планы мести. Никогда не стоит унижать ребёнка - физически или словами: ничего, кроме защитной (часто агрессивной) реакции, такое поведение взрослых не вызовет. Подростку должно быть ясно, за что именно его наказывают. Наказывая подростка за проступки, не забывайте хвалить его за успехи.