Здравствуйте
Кельты – сегодня группа народов, использующих близкородственные кельтские языки. К кельтам относятся: - ирландцы (самоназвание na hÉireannaigh); - шотландцы (самоназвание Albannaich); - валлийцы (самоназвание Cymry); - корнцы (самоназвание Kernowyon); - бретонцы (самоназвание Brezhoned)
Зеленый – Ирландия Синий – Шотландия Темно-бежевый – Остров Мэн Красный – Уэльс Желтый – Корнуолл Черный - Бретань
Кельтикой сегодня называют музыку, основанную на традиционном наследии кельтских народов (использование популярных национальных инструментов, музыкальных приемов, форм, тем песен), профессионально исполненных и адаптированных под стандарты коммерческой звукозаписи.
В 60-е годы рок и поп музыканты в поисках нового звучания обратились к традиционной народной музыки. Возникло новое музыкальное направление – фольк. В Британии наиболее интригующей и заманчивой народной музыкой оказалось наследие кельтских народов. В эти годы обрело наконец популярность творчество Дж. Толкиена, пронизанное образами эльфов. В британской культуре этот мифический народ неразрывно связывался с кельтами и их легендами. Вот так рок и фентези породили новое направление – кельтику.
Арфа, Арфа Вистл, Вистл, Кельтская флейта, Кельтская флейта Блокфлейта, Блокфлейта Волынка, Волынка Банджо, Банджо Скрипка, Скрипка Бойран, Бойран Мандолина, Мандолина Бузук
Инструмент, возникший на Британских островах в 18 веке. От классической арфы отличается: - одсутсвием педалей, кельтской арфе есть только леверсы (они же вилки), которые поднимают струну на полтона, если они в поднятом состоянии, либо не влияют на звук, если опущены; - бронзовыми струнами.
Разновидность поперечной флейты т. н. простой системы основные 6 отверстий её не закрыты клапанами, при игре их закрывают непосредственно пальцы исполнителя. Тембр кельтской флейты более тёмный, более бархатистый, насыщенный и закрытый по сравнению с современными металлическими классическими флейтами.
Популярный в средние века интрумент. Позднее был вытеснен из «высокой музыки» поперечной флейтой, но сохранился как народный инструмент в странах Западной Европы, включая и кельтские страны.
Разновидность продольной блокфлейты. Особеность – резонатарная трубка делается из метала, чаще всего жести
Представляет собой резервуар из шкуры овцы или козы, вывернутой наизнанку (goose), к которому прикрепляются (привязываются) три бурдонные трубки (drones), одна трубка с восемью игровыми отверстиями (chanter) и специальная короткая трубка для вдувания воздуха. Имеет упрощенную подачу воздуха через поддувную трубку обеспечивает свободу правой руке.
Трудно сказать, когда точно волынка впервые появилась в Ирландии, но известно, что в своей ранней форме она напоминала современную шотландскую. В XVII веке в Ирландии, среди высшего и низшего классов приобрела популярность волынка с локтевым нагнетанием воздуха, подобная французской волынке musette (мюзетт). К XVIII веку несколько усовершенствованная ирландская волынка вытеснила арфу как ведущий инструмент в большей части жанров ирландской музыки.
В мешок ирландской волынки воздух нагнетается локтевыми мехами, в отличие например от шотландской волынки, в мешок которой воздух нагнетается ртом. Диапазон чантера (игровой трубки) две октавы; у шотландской волынки всего 9 тонов. В случае, если чантер волынки делается в тональности D (ре), диапазон может быть даже больше до С (до) третьей октавы. Чантер имеет семь отверстий с лицевой стороны и одно для большого пальца на тыльной. Бурдонные патрубки бас, баритон и тенор, вставляются в общее основание (сток) и, (будучи включенными), дают непрерывный тон на протяжении всей мелодии. Патрубки-регуляторы их также обычно три, бас, баритон и тенор, лежат поперек бедра музыканта таким образом, что их клапана могут нажиматься нижней частью ладони правой руки, играющей на чантере. Расположение клапанов по три в ряд позволяет играть простой гармонический аккомпанемент. Играют на инструменте сидя. Музыкант прикрепляет ремнем мехи к правому локтю, которым накачивает воздух в мешок. Поток воздуха из мешка контролируется левым локтем, усилением давления на него достигается переход во вторую (верхнюю) октаву. Аппликатура чантера закрытая. Чантер располагается над правым бедром. Правой рукой играют на нижних нотах чантера, а её запястьем управляют бурдонами и играют аккомпанемент на регуляторах.
Тенор-банджо проникло в ирландскую музыку из танцевальных оркестров в 20х годах и поначалу использовалось примерно таким же образом – для аккомпанемента аккордами. В 60 годы Барни МакКеннразработал стиль игры в настройке GDAE, на октаву ниже скрипки и на квинту ниже стандартного тенорового строя. Это придало глубины звуку, сделало банджо очень удобным для исполнения танцевальных мелодий в нормальных скрипично-флейтовых тональностях, и на сегодняшний день эта настройка используется почти всеми традиционными банджистами
Отличается от классической приемами игрыНе используется вибрато; тон скорее небрежный, чем точный; редко используется целый смычок; смена смычка подчёркивается; играется только в первой позиции.
Инструмент из семейства мандолин. Самый распространенный строй - GDAD, GDAE. Длина мензуры - 520мм. Начала использоваться в кельтской музыке в 20 веке.
Инструмент греческого происхождения, ставший кельтским в начале 60-х гг. 20 века. Ирландцы изменили нижнюю деку с округлой на плоскую, добавили четвертую пару струн и изменили строй на GDAD и ADAD как наиболее удобные для игры в ключах G и D соответственно.
Бойран - основа ритм-секции в традиционной кельтской Внешне напоминает бубен с очень широким ободом. Техника игры аналогична технике игры на бубне.музыке.
Большинство традиционной танцевальной музыки играется в ключах, которые мы для удобства называем "ре" и "соль". Тоника гаммы "ре" называется "ре", безотносительно к реальному строю инструмента (котор ый может быть, в случае иллианской волынки, чем угодно между си-бемолем и ми-бемолем, в зависимости от инструмента). Ирландская традиционная музыка, в сущности - музыка мелодическая, и ее эффекты зависят от орнаментаций, или украшений мелодической линии. Хотя в последние годы музыка стала более стандартизированной, орнаментация все еще разнится от местности к местности, от человека к человеку, от времени ко времени. Традиционный музыкант не будет пользоваться одной и той же орнаментацией в одной и той же пьесе.
Грэйс (grace note) Одиночный грэйс используется для подчеркивания акцентированной ноты или для разделения двух нот одной высоты. Грэйс обычно делается вверх, но интервал его может меняться: ми, к примеру, может быть сгрэйсирована до фа, соль, ля, си или до, сообразно обстоятельствам и инструменту. Некоторые музыканты делают гэйс вниз. Двойные грэйсы обычно имеют форму ре-ми-РЕ, ми- фа-диез-МИ, фа-диез-соль-ФА-диез и т.д. Ролл - ритмический прием, который звучит немного похоже на икание. Чаще всего он состоит из пяти движений: играется орнаментируемая нота (hop), затем нота над ней (cut), потом hop, потом нота под ней (tip) и снова hop. Точная манера выполнения этого приема зависит от инструмента и от музыканта. Ноты для cut и tip могут значительно варьироваться: ролл на соль можно сыграть как СОЛЬ-ля-СОЛЬ-фа-диез-СОЛЬ или как СОЛЬ-си-СОЛЬ- ми-СОЛЬ. Cut, и особенно tip - это легчайшие движения пальцев, и они не могут быть записаны в конвенциональной нотной записи. Классические музыканты, считывающие ролл с листа, неизменно играют его неправильно. Однажды я провел несколько часов в компании традиционного скрипача, который показывал весьма одаренному джазовому скрипачу, как играется ролл. В конце концов, тот так и не понял этого - ему мешало то, что этот прием играется вне рамок конвенционального размера. Кранн (crann). Ирландское слово crann означает - помимо всего прочего - дерево, ствол, меру, танцевальный шаг. В традиционной музыке оно относится к украшению, связанному особо с иллианской волынкой, хотя оно играется и на других инструментах, таких, как дудочка, флейта, и даже скрипка (хотя мне кажется, что на скрипке оно всегда звучит нарочито). Кранн состоит из как бы спотыкающейся трели на ре и ми, в которой ни одна пара сгрэйсированных нот не звучит последовательно.
Типичная песня может иметь форму "куплет, куплет, припев, куплет, проигрыш, припев". В кельтской музыке части просто обозначаются буквами алфавита, например, часть А, часть B и т. д. Типичная ирландская или шотландская мелодия может иметь форму AABB или ABAB. Форма AABB присуща жигам и рилам. Иногда мелодия может иметь части C, D и E.. Иногда части поразительно отличаются друг от друга, как в поп-музыке мы бы обозначили это "куплет-припев", но в некоторых мелодиях разница между частями призрачна, почти как если бы они были просто варициями на тему.
быстрый старинны танец кельтского происхождения. Музыкальный размер 6/8, 9/8 или 12/8 (в зависимости от разновидности). В настоящее время джига является одной из основных мелодий исполнения ирландских и шотландских танцев. В качестве настоящей танцевальной музыки ж. состояла из двух 8- тактовых реприз
Рил тип традиционного танца, распространённый в Ирландии и Шотландии, а также музыкальный ритм, под который можно танцевать этот танец. Рил возник примерно в 1750-е годы в Шотландии, а ирландские мастера танца дали ему дальнейшее развитие (два рила «Kelseys Wee Reel» и «Miss MacLeods Reel»). Музыкальный размер рила 2/4 или 4/4, имеет быстрый темп. Это по характеру «бегущий» танец. Где-то до середины ХХ века различались мелодически и танцевально Single Reel и Double Reel, первый в обоих отношениях был менее сложным и более медленным. Позже различие между ними стерлось.