1 Шалашова М.М. доктор педагогических наук
2 «…Первостепенной задачей является достижение нового, современного качества образования… Это ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, формирование универсальных ЗУН, опыта самостоятельной деятельности…, то есть современных ключевых компетентностей».
научиться познавать научиться делать научиться жить вместе научиться жить 3 ( Ж. Делор Доклад Международной комиссии « О бразовани е для XXI века»)
обновление содержания в ответ на изменяющуюся социально-экономическую реальность (И.Д. Фрумин, Т.М. Ковалева); условие формирования способности человека эффективно действовать за пределами учебных сюжетов и ситуаций (В.А. Болотов, В.В. Башев); Условие формирования готовности к будущей профессиональной деятельности (П.Г. Щедровицкий, А.К. Маркова, В.И. Байденко). 4
Традиционный подходКомпетентностный подход Основа содержания - совокупность фактов, понятий, законов и теорий Основа содержания - общечеловеческий опыт решения проблем Цель обучения – освоение содержания образовательной программы Цель обучения – формирование готовности самостоятельно решать проблемы и принимать решения Учитель ставит вопросы «Что?» и «Почему?»Учитель ставит вопрос «Зачем?» и «Как?» и отвечает на них вместе с учениками Знания и умения применяются в учебных ситуациях Знания и умения применяются в ситуациях максимально приближенных к жизни или профессиональной деятельности Опыт деятельности формируется стихийно, за пределами учебного процесса Опыт деятельности приобретает в процессе обучения Результат обучения – совокупность ЗУНовРезультат обучения – компетенции 5
– появление понятий «компетенция» и «компетентность» – применение понятий в менеджменте, образовании (Дж. Равен, Н.В. Кузьмина) – разработка теоретических основ формирования компетенций в системе ВПО, применение компетенций при рассмотрении качества школьного и вузовского образования (В.А. Адольф, В.И. Байденко, И.А. Зимняя, А.К. Маркова, А.В. Хуторской и др.) 6
Компетентность – это интегрированная характеристика личности, которая определяется совокупностью сформированных компетенций. Компетенции – требуемый результат освоения образовательных программ, который проявляется в решении поставленных задач, самостоятельности освоения новых знаний и принятии ответственных решений. 7 Основные понятия СВЕ:
8 8 k4k4 k1k1 k2k2 k3k3 k5k5 knkn K
9 9 Знания Освоенные способы действия Личностные особенности Мотивация деятельности
Ключевые Предметные Метапредметные 10
11
Ключевые компетенции используются в повседневной жизни, на рабочем месте или продолжение образования 12
13 универсальны; надпредметны; интегральны; полифункциональны; многомерны.
14 политические и социальные компетенции - способность принимать ответственность, участвовать в принятии групповых решений, уметь разрешать конфликты; компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе – толерантность, уважение других культур, языков и религий; компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией – владение невербальными и вербальными навыками общения, не менее, чем одним иностранным языком; компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества – владение информационными и коммуникационными технологиями; критическое осмысление массмедийной и рекламной информации; способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни.
в сфере познавательной деятельности в сфере гражданско-общественной деятельности в сфере социально-трудовой деятельности в бытовой сфере в сфере культурно-досуговой деятельности 15
16
17 Мотивация Внутренние ресурсы Внешние ресурсы Поиск ? !
потребность в познании окружающего мира; стремление к самовыражению и индивидуальности; стремление познавать свойства веществ, с целью их рационального использования. 18 Примерное содержание химических компетенций учащегося
основные теории и законы химии; химические методы познания веществ; сущность химических реакций и закономерности их протекания; признаки неорганических и органических веществ, принадлежность их к различным классам; типы химических реакций, их основные признаки; химические основы здорового образа жизни; способы защиты окружающей среды от химического загрязнения; способы образования простых и кратких связей; сущность процессов коррозии металлов и методы защиты от коррозии; области применения веществ, изучаемых в школьном курсе. 19
правильно использовать химическую символику, современную номенклатуру ; характеризовать химические элементы на основе их строения и положения в периодической системе Д.И. Менделеева; обосновывать закономерности свойств элементов в зависимости от их расположения в периодической системе; составлять схемы строения атомов, формул веществ, уравнений химических реакций; объяснять природу и способы образования химической связи; находить причинно-следственные связи между свойствами веществ и особенностями их строения; распознавать состав и свойства веществ, их принадлежность к определенному классу соединений; описывать строение, свойства, местонахождение в природе и практическое значение изученных веществ; анализировать явления окружающего мира с химической точки зрения; обосновывать условия протекания химических реакций при рассмотрении генетических связей между классами органических и неорганических соединений; выполнять расчеты по химическим формулам и уравнениям; проводить химический эксперимент в соответствии с правилами безопасного обращения с оборудованием и реактивами; оказывать первую помощь при химических повреждениях или отравлениях. 20
самостоятельность мышления любознательность трудолюбие стремление к успеху креативность наблюдательность 21
традиционные методы и средства; инновационные оценочные средства. 22
портфолио; кейсы; контекстные задачи; междисциплинарные экзамены; компетентностно-ориентированные тесты; проекты. 23
Около 680 г. н. э. в морском бою против арабов византийцы впервые применили новое ужасное оружие – «греческий огонь». Галеры византийцев выбрасывали на неприятельские суда заранее подожженную смесь из «пифонов» – установок, подобных огнеметам. Суда пылали как факелы, а огонь нельзя было потушить водой. Смесь горела на морских волнах, прилипала к корпусам судов и одежде людей: это было нечто вроде современного напалма. В 941 г. под стенами Царьграда «греческим огнем» был уничтожен флот киевского князя Игоря. Строки летописи в переводе на современный язык звучат так: «Словно молнию, которая в небе, греки имеют у себя и пускают ее, сжигая нас, поэтому мы не одолели их». В состав «греческого огня» входили битум или нефть, а также неметалл Э. Этот неметалл на воздухе горит красивым сине- голубым пламенем, выделяя удушливый и едкий газ. При обработке концентрированной азотной кислотой неметалл Э превращается в сильную кислоту Н 2 ЭО 4. При кипячении неметалла с солью состава Na 2 ЭO 3 в растворе появляется другая соль, состава Na 2 ЭO 3 Э. Назовите неметалл Э. 24
В состав «греческого огня» входит сера: S + 6HNO 3 = H 2 SO 4 + 6NO 2 + 2Н 2 О Na 2 SO 3 + S = Na 2 SO 3 S 25
называются тесты, представляющие собой систему калиброванных заданий специфической формы, отличающиеся практико-ориентированной направленностью содержания или проблемны м характером. 26
За сутки в желудке человека выделяется более 800 мл желудочного сока (ρ= 1,065 г/см3). Массовая доля кислоты в желудочном соке составляет 0,4-0,5%. Масса хлорида натрия, необходимая для образования суточной нормы хлороводородной кислоты, содержащейся в желудочном соке, равна … 27
Массовая доля крахмала в картофеле составляет 20%. Масса глюкозы, которая может быть получена из картофеля массой 405 кг при выходе продукта 70% составляет а) 58 кг б) 63 кг в) 125 кг г) 106 кг 28
29 Кейс – совокупность учебных материалов, в которых предлагается осмыслить ситуацию реальной жизни или профессиональной деятельности. Работа с кейсом предполагает актуализацию знаний и умений, самостоятельность мышления, готовность к поиску новых знаний.
30 Готовность к: формированию интегрированных знаний; использованию методов активного обучения и приемов мотивации познавательной деятельности учащихся ; постоянному удержанию внимания аудитории; связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста; привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать условия для приобретения нового ; ориентироваться на рынке труда, понимать, какие умения потребуются ученикам, чтобы найти себе работу в современных условиях; видеть и понимать жизненные интересы своих учеников; проявлять уважение к своим ученикам, к их суждениям и вопросам; ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с учащимися
31