«Музей – хранитель Памяти» (История создания и деятельность школьного краеведческого музея) Руководитель Нижнекулойского школьного краеведческого музея Шутова З.Н
2 Исторические вехи в работе музея Некрасов Григорий Афанасьевич
3 Свидетельство 5312 о присвоении звания «школьный музей» По итогам районного смотра – конкурса школьных музеев, посвященному 60-летию Победы в Великой Отечественной войне гг., музей занял 3 место.
4 Документация музея: 1.Инвентарная книга экспонатов краеведческого музея (начата ) 2. Книга учёта основного фонда НКМ 3.Книга учёта научно – вспомогательного фонда краеведческого музея 4.Книга актов новых поступлений в школьный краеведческий музей 5.Тетрадь регистрации посещений НКМ 6.Каталог пластинок, имеющихся в школьном краеведческом музее 7.Каталог Ф.И.О. наших земляков, материалы о которых имеются в школьном краеведческом музее 8.Предметная картотека экспонатов школьного краеведческого музея МОУ " Нижнекулойская средняя общеобразовательная школа". 9.Книга отзывов и предложений. 10.Книга выдачи материалов из музея 11.Тетрадь для записи воспоминаний и рассказов 12.Каталог электронных носителей музея 13.Тетрадь регистрации поступивших писем.
5 Общее число единиц хранения в музее составило В книге учета научно – вспомогательного фонда краеведческого музея зарегистрировано 532 предмета, в книге учета основного фонда – 235 предметов. (на г.)
6 Совет музея: Поисково - собирательская группа осуществляет комплектование музейного собрания Фондовая группа обеспечивает учет и хранение фондов Массово - просветительская группа проводит экскурсии, лекции, беседы. Основные направления поисковой деятельности: литературное, историческое биолого-географическое краеведение.
7 В музее регулярно проводятся: беседы различной тематики
8 Тематика бесед: 1.- «Россия - великая космическая держава» (о поездке в г. Королев и на Байконур - Шарыгина Света, Шутова Ксеня) 2.-«Вклад верховажан в дело освоения космического пространства» (Шутова Ксения) 3.- Беседа о Н.М.Рубцове «Он жизнь прожил, как песню спел» 4.- Беседа «Да разве об этом расскажешь?» – о блокаде Ленинграда 5.- Беседа «Детский дом – место спасения детей войны» (Некрасова Алена) 6.- «Традиционная народная культура. Фольклорный праздник в Пожарище» (рассказ Юренской Н.В.) февраля - беседа о Сталинградской битве – «Горячий снег». 8.- Беседа «Кулояне – участники Сталинградской битвы, освобождения Ленинграда» 9.- Беседа «Чеченские войны» (Нефедовская Вера) 10.- Беседа «Далекий Афганистан» «Краеведение, его значение и сущность» 12.- «Печатные источники краеведения» 13.- «История школы» 14.- «Крестьянский дом» 15.- «Битва за Москву» 16.- «Вепсы: вчера, сегодня, завтра» «Новый год. История праздника. Как празднуют Новый год в других странах» 18.- «Далекий Египет» 19.- «История создания и деятельность школьного краеведческого музея» 20.- «Антропонимия Нижнекулойского поселения» 21.- «Изучая космос, лучше узнаешь Землю» 22.- «Юрий Гагарин – первый летчик – космонавт» 23.- «Я это видел своими глазами» 24.- «Солдатским вдовам посвящается» 25.- «Колокола Хатыни» 26.- «Народная кукла»
9 - встречи «Мы не только должны знать историю всего, что нас окружает, начиная с нашей семьи, продолжая селом или городом и кончая страной и миром, но и хранить эту историю, безмерную глубину окружающего...» - академик Д.С. Лихачёв
10 Вахта Памяти
11 - тематические экскурсии
12 - организуются выставки.
13 - встречи выпускников - оформлены альбомы о встречах выпускников
14 Урок «40 лет спустя…»
15
16 Школьная конференция «Тихая моя Родина»
17 Работа «Смолокуренное производство на территории Нижнекулоя» Андреевой Галины издана в сборнике «ВОИСК» за 2007 год
18 Музейное интерактивное занятие «Рождение холста»
19
20 Музей- живое воплощенье Былых веков и дней былых, Души и сердца отраженье В вещах знакомых и родных. Храня прошедшее живое, он тянет в будущее нить. Его служение святое – Собой века соединить. (Истомин С.Н.)
21 В январе 2012 года на заседании активистов школьного музея обсуждалась тема: «Роль школьного музея в организации дел в школе». При перечислении дел, которые организует музей, учащиеся называли поездки, конференции, беседы, работа в архиве, уроки Мужества, праздники, встречи с ветеранами, классные часы и многие другие дела. Краеведческая работа привлекает ребят. В ходе дискуссии на заседании Совета они обосновали причину своего участия в деятельности музея: он развивает интерес к изучению родного края, помогает хранить память поколений, возрождать традиции и создавать новые, работа в музее развивает ораторские навыки, умение высказывать и отстаивать свое мнение, навыки научно- исследовательской работы. Даёт возможность поступить в ВГПУ без экзаменов. Деятельность музея несет в себе огромную образовательную составляющую - изучение истории родного края, школы, знакомство с жизнью и деятельностью знатных людей края, изучение народного быта и культуры, народных традиций. Деятельность музея носит общественно - полезную, гражданско- патриотическую направленность - сохранение Памяти, забота о ветеранах. На основе поисковых заданий школьного музея идет сбор материала в классах, что позволяет вовлечь в общественно - полезную деятельность большее количество учеников школы.
22 «Все остаётся людям» В народе говорят, что человек, Когда он что-то доброе свершает, То свой земной, свой человечий век Не менее, чем на год продлевает. А потому, чтоб жизнь не подвела Чтоб прожить вам более столетья, Шагайте люди, избегая зла, И помните, что добрые дела – Вернейшая дорога в долголетье. (Эпиграф к сборнику «Все остается людям» из летописи ветеранского движения г. Вологды)
23 Литература: Александрова Л. Школьный музей в организации летнего отдыха учащихся. // «Воспитание школьников» 5, 2007, с Горбунов В. Школьный музей и воспитание патриотизма // «Воспитание школьников» 5-6, 2007, с Карпова О.Б. Школьный музей: жизнь в творчестве: Методические рекомендации / коллектив авторов, сост. О.Б.Карпова, Вологда - Молочное: «ИЦ ВГМХА, 2006, 100 с. Карпова О.Б., Бритвина Н.А. Маленькое окно в большой мир: школьный музей. Вологда: ИЦ ВГМХА, 2004, 79 с.
24 Спасибо за внимание! До встречи в Нижнекулое!