Учитель-логопед: Милейшева Н.Г.
Инопланетный язык Если малыш уже освоился с буквами, можно поиграть в игру со словами. Их несколько вариантов. Самый известный кто больше придумает слов на одну букву. Другая игра взрослый называет открытый слог (ко-, ма-, ру-, зо- и так далее), а ребенок придумывает слово, которое начинается на этот слог. Ребенок может назвать слово, придуманное им на ходу. Не стоит говорить, что такого слова нет. Лучше постарайтесь придумать вместе с ребенком, что бы оно могло значить. Одобряйте проявление выдумки и фантазии со стороны малыша. Специально придумывайте слова, которых не бывает в обычной жизни. Подходит любое сочетание звуков (цоканье, бульканье, свист и тому подобное). Можно придумывать названия инопланетных зверей или разных предметов. Поощряйте любое словотворчество ребенка. КО- КОТ МА- МАШИНА
Солнышко светит Вы начинаете предложение, а ребенок заканчивает. Например, дождь идет, а еще... солнышко светит... собака лает... паровоз мчится... Можно объединить два предмета или живых существа и называть общие для них действия. Снег и лед тают, птица и самолет летают, зайчик и лягушка прыгают. Или одно действие и много предметов: плавает рыба, лодка, корабль, айсберг... А еще? Греет солнышко, шуба, батарея... А еще? Гудит машина, поезд...
Уменьшаем и увеличиваем Займитесь с ребенком превращениями. Скажите: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким». Например, гриб грибок, стул стульчик, лист листочек. Следите за тем, чтобы ребенок не называл вместо правильного ответа детенышей животных: не заяц зайчонок, а заяц зайчик; не корова теленок, а корова коровка. То же самое можно делать и в обратном направлении. Взрослый называет «уменьшенное» слово, а ребенок дает его обычный вариант. Такие же игры можно проводить с «увеличивающими» суффиксами: кот котище, урок урочище.
Четвертый лишний Из четырех слов, названных взрослым, малыш выбирает одно лишнее слово, которое по значению не вписывается в заданный ряд, так как у него нет признака, общего для трех остальных. Если ребенок затрудняется, вы можете ему помочь, подсказав признак, по которому можно сортировать слова. Например, животные, живущие рядом с человеком, корова, собака, волк, свинья. Малыш сразу поймет, кто из животных лишний. Давайте как можно более разнообразные признаки для объединения слов. Пусть это будут цвета, размеры, материалы, из которых предметы сделаны... Придумывайте цепочку не только из существительных, но и из прилагательных и глаголов. Например, прыгать, бегать, рисовать, скакать. Чем разнообразнее и сложнее цепочки, тем интереснее. Будьте готовы к тому, что ребенок будет предлагать свои собственные объяснения. Поддерживайте его!
Можно предложить ряд из картинок (найди лишнюю картинку)
Определения Игроки договариваются, на какую букву они будут придумывать слова, а потом начинают придумывать слова, и давать им смешные определения. Например, все придумывают слова, начинающиеся на К -Это много веток, меньше, чем дерево -Это очень колючее растение из пустыни -Это очень кислая красная ягода -Это часть обуви, бывает очень высокий и тонкий