Урок изобразительного искусства в 5 классе МБОУ СОШ р.п.Магнитка 2012г. Усанина О.П. учитель изобразительного искусства
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла Цель : Принцип построения композиции с применением Жостовской росписи для оформления столешницы. задачи урока: - Познакомить с особенностями художественного промысла России – Жостово - Познакомиться с принципом построения композиции, используя элементы росписи.
План урока: 1. Места зарождения Жостовского промысла.(работа творческих групп учащихся). 2. Беседа «Жостовский поднос». 3. Просмотр образцов «Жостовских подносов» 4. Творческая работа учащихся. 5. Выставка работ учащихся. 6. Итог урока.
Глаза России Художник Вячеслав Палачев
Недалеко от Москвы в живописном месте находится село Жостово. Село прославилось не только в нашей стране, но и за рубежом. А знаменито оно тем, что никто лучше жостовских умельцев не может рисовать цветы на железных подносах.
В XIX веке на Руси широкое распространение получает заморский напиток – чай. Он вытеснил русский сбитень, медовуху и различные травяные настои. Возникла целая церемония чаепития. Тульские мастера принялись за изготовление самоваров. Вместе с самоваром на стол ставился и поднос, который также стал участником русского чаепития.
В 1825 году местный крестьянин Филипп Вишняков с сыном открыл мастерскую по изготовлению металлических расписных подносов.
Жостовские подносы изготавливались различных размеров и форм. Трактирные подносы достигали размеров стола, маленькие «закусочные» - не больше тарелки; шести и восьмиугольные, овальные, прямоугольные, круглые и даже треугольные для угловых столиков.
Самым распространенным видом жостовской росписи подносов является букет, расположенный в центре подноса и обрамленный по борту мелким золотистым узором.
Букет превращается в нарядную группу цветов, свободно положенную на блестящий лаковый фон. Три-четыре крупных цветка (роза, тюльпан, георгин и более скромные - анютины глазки, вьюнки) окружались россыпью более мелких цветочков и бутонов, связанных между собой гибкими стебельками и легкой «травкой» - небольшими веточками и листочками.
В наборе садовых и полевых цветов центральное место занимала «царица садов и оранжерей» – роза. Вокруг нее располагались георгины, маки, анютины глазки, колокольчики, ландыши и незабудки.
Роспись подноса
В музее народных промыслов Под кистью жостовских мастеров поднос приобретает качества художественного произведения, радующего глаз яркими букетами цветов и спелыми фруктами, экзотическими птицами и бабочками, виртуозно написанными на блестящем черном или цветном фоне.
Жостовский поднос жив и по сей день. Процесс изготовления несколько изменился – металл теперь не куют, а прессуют, используют другие краски. Но ощущение праздника и радости жостовский поднос сохранил.
Много нового появляется в колорите современного жостовского подноса. Наряду с традиционным многоцветием можно встретить немало интересных тональных разработок (букеты в синей, голубой, зеленой гамме)
Этапы росписи подноса Замалёвок – разбавленной краской художник наносит силуэты цветов и листьев. Тенёжка – Художник наносит цветные тени, появляется объём. Бликовка – Наложение бликов выявляет свет и объём, букет кажется освещённым. Чертёжка – при помощи тонкой кисти художник рисует прожилки на листочках, «семенца» в центре цветов. Привязка – при помощи стебельков и травинок букет оформляется в единое целое. Жостовский поднос
Задание: Придумайте интересную форму в виде подноса, распишите её травным узором орнаментом с цветами, которая будет эскизом для росписи столешницы.
Источники: Ресурсы Интернета