О ходе реформирования и разделения видов деятельности в электроэнергетике Пироженко А.А. Заместитель начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Запрет совмещения естественно-монопольных и конкурентных видов деятельности в электроэнергетике Россия, Москва, г.
Advertisements

Среднесрочные задачи нормативно-правового обеспечения реформирования электроэнергетики Министерство экономического развития и торговли РФ.
Развитие энергосбытовой деятельности в России Докладчик: Председатель Правления Некоммерческого Партнерства Гарантирующих поставщиков и Энергосбытовых.
Реформа: от решений к практике Александр Чикунов, член Правления, руководитель Центра по реализации проектов реформирования АО-энерго ОАО РАО «ЕЭС России»
Инвестиционная составляющая в плате за технологическое присоединение потребителей к электрическим сетям: проблемы и решения Виталий Королев Федеральная.
О проблемах и перспективах реформирования электроэнергетики Пироженко Александр Начальник Управления по контролю и надзору в ТЭК ФАС России.
Новый этап реформирования энергетики. С 1 сентября 2006 г. – запуск нового рынка электроэнергии ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства.
О мониторинге разделения видов деятельности в электроэнергетике ПИРОЖЕНКО Александр Управление по контролю и надзору в ТЭК.
Предложения по Организации НП «Ассоциация независимых энергосбытовых компаний» «Нам нужны действенные шаги по повышению уровня конкуренции на розничном.
Некоммерческое партнерство «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (НП "АТС") » в формировании оптового.
Применение опыта решения проблем выхода промышленных потребителей на ССТ ОРЭ в переходный период при запуске целевой модели А.И. Авачев.
Заключение с потребителями «прямых» договоров оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности).
Сбытовые компании в условиях реформирования СОЧИ, 2007.
«Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов регулирования на годы» «Итоги тарифного регулирования в 2006 году и задачи органов.
Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности и тарифной политике Докладчик: начальник Департамента О.А. Рыбалко Смоленск, 2008 г.
Совершенствование законодательство в сфере регулирования электроэнергетики после завершения переходного периода Помчалова Е.В. Заместитель Руководителя.
Оптовый рынок электрической энергии и мощности (ОРЭМ)
О реорганизации ОАО РАО «ЕЭС России» Дмитрий Аханов Начальник департамента стратегии Центра управления реформой ОАО РАО «ЕЭС России» Москва, 2006.
СЕТИ и СБЫТ - ПАРТНЁРЫ Докладчик: Генеральный директор ОАО «Мордовская энергосбытовая компания» Сергей Иконников Группа
Прохождение ОЗМ и гарантирующие поставщики электрической энергии Генеральный директор ООО «Энергострим», Председатель Правления НП ГП и ЭСК Желябовский.
Транксрипт:

О ходе реформирования и разделения видов деятельности в электроэнергетике Пироженко А.А. Заместитель начальника Управления по контролю и надзору в ТЭК

Содержание 1. О ходе реформирования электроэнергетики 2. Разделение по видам деятельности 3. Технологическое присоединение к сетям 4. Выход потребителей на оптовый рынок

Реформа электроэнергетики: коротко 1. Формирование конкурентного рынка электроэнергии на оптовом, затем – розничном уровнях 2. Разделение конкурентных и монопольных видов деятельности 3. Реорганизация холдинга РАО «ЕЭС России» на генерирующие (ОГК, ТГК), сетевые (ФСК, МРСК) и сбытовые компании 4. Продажа части генерирующих активов РАО «ЕЭС России» 5. Привлечение инвестиций в строительство новой генерации и сетей

Что сделано ФАС в 2005 г. Участие в подготовке нормативно-правовых актов Правительства (розница, публичные договоры, баланс. рынок, рынок в Сибири и др.) Подготовлены изменения в ФЗ-36 «О переходном периоде реформирования….» Мониторинг и разъяснительная работа по разделению видов деятельности Пресечение нарушений антимонопольного законодательства при выходе потребителей на рынок Отмена актов сетевых компаний, устанавливающих плату за техприсоединение (Президиум ВАС России – ТУ по Кировской обл.) Контроль сделок в рамках реформы (предписания сетевым и генерирующим компаниям) Участие в работе Совета директоров РАО «ЕЭС России» (ФСК-МРСК), наблюдательного совета НП «АТС» (регламенты рынка), Правления ФСТ России (тарифы), Центральная конкурсная комиссия ОАО «ФСК» Экспертный совет по электроэнергетике ИТОГ: сформирован положительный имидж ФАС России как органа, профессионально разбирающегося в сфере электроэнергетики и реально влияющего на реформу.

Задачи на 2006 г. система антимонопольного контроля на оптовом рынке электроэнергии решение проблемы технологического присоединения к сетям обеспечение выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок внесение в реестр доминирующих субъектов энергосбытовых компаний, образовавшихся в процессе реорганизации АО-энерго и местных энергоснабжающих организаций контроль разделения видов деятельности

Разделение по видам деятельности

Требование действующего законодательства о переходном периоде Законодательством об электроэнергетике предусмотрено разделение конкурентных (генерация и купля-продажа электроэнерги) и естественно-монопольных (передача и ОДУ) видов деятельности. Срок – до 1 апреля 2006 года ИСКЛЮЧЕНИЯ: - изолированные системы, где нет конкуренции - потребление электроэнергии исключительно на собственные нужды - гарантирующие поставщики, имеющие статус в соответствии с ФЗ «Об электроэнергетике»

Зачем делить? 1. Создание условий для развития конкуренции в электроэнергетике (на первом этапе – оптовый уровень): устранить конфликт интересов сбытового и сетевого подразделений энергокомпаний, создать условия реальной недискриминационности доступа к сети 2. Повышение прозрачности стоимости электроэнергии 3. Создание условий для решения проблемы неплатежей перепродавцов эллектроэнергии

Риски 1. Финансовая устойчивость сбытовых компаний (гарантирующих поставщиков): Укрупнение сбытовых компаний Слияние с генерирующими компаниями 2. «Монополизация» энергосбытовой деятельности: Укрупнение сбытовых компаний (захват рынков сбыта сбытовыми компаниями бывш. АО-энерго) Отсутствие выбора у потребителей розничного рынка

Текущая ситуация с разделением 12 регионов данных о ходе разделения не представили Из 861 организаций: 8% полностью разделили виды деятельности 61% находятся в процессе разделения видов деятельности (44% в 1-м полугодии 2005г.) 39% не намерены (1/2) разделять виды деятельности или нет информации (1/2) Лучшая динамика разделения в ЮФО (81%) и ПФО (76%), худшая – СЗФО (29%) и ДФО (29%) Лидируют по доле разделившихся компаний ЮФО (35%) и УФО (25%)

Проблемы законодательства Изолированные энергоузлы всего – более 500 Промышленные энергокомплексы Регионы, не входящие в ценовые зоны (Коми, Архангельск, Дальний Восток) Объекты энергетики, связанные с ЕЭС через сети иностранных государств ( Калининградская область, Байконур) Индивидуальные предприниматели (пример – Иркутская область) Атомные электростанции и распредустройства (ОРУ) Отсутствие механизма реализации санкции – принудительной реорганизации

Решение 1. Внесение изменений в ФЗ 36 «О переходном периоде реформирования…»: Законопроект принят ГД ФС РФ в 1-м чтении Поправки, согласованные с ФАС, одобрены профильным Комитетом и утверждены решением Совета ГД 2. Планируемый результат: ФАС России будет уполномоченным органом по контролю за разделением видов деятельности (в том числе с полномочиями принудительной реорганизации субъектов, не выполнивших требования законодательства о разделении)

Организационные проблемы 1. Отсутствие «правил игры»: до сих пор не приняты правила заключения публичных договоров и правила функционирования розничных рынков электроэнергии, определяющие в том числе: взаимоотношения потребителей и поставщиков электроэнергии взаимоотношения сетевых и сбытовых компаний статус и порядок назначения гарантирующих поставщиков 2. Сложности с получением тарифа на передачу для компаний, разделивших виды деятельности 3. Агрессивная политика экспансии энергосбытовых компаний бывших АО-энерго соглашения о разделении видов деятельности угроза банкротства бывших ОПП

Решения Создание условий для выхода местных энергоснабжающих организаций на оптовый рынок, в том числе через снижение требований к коммерческому учету в правилах оптового рынка Скорейшее принятие правил розничного рынка «Зеленый свет» для разделившихся компаний при установлении тарифов на передачу

Технологическое присоединение к сетям

Действующее законодательство об электроэнергетике Технологическое присоединение возможно при условии наличия технической возможности Правила технологического присоединения и методика расчета платы не предусматривают включение инвестиционных потребностей в плату Плата устанавливается ФСТ (магистральные сети) и РЭК (распред. сети) Самостоятельное установление сетевой компанией платы незаконно

Действующее законодательство о коммунальной инфраструктуре Вводится понятие платы на подключение Определяются источники для развития сетей на территории муниципалитета: плата на подключение и надбавка к тарифу Тариф на подключение устанавливается местным тарифным органом Порядок установления, разделения полномочий между регулирующими органами всех уровней определяется Правительством РФ Процедура: Местный совет утверждает инвестпрограмму и надбавку к тарифу. Местный тарифный орган устанавливает тариф на подключение

Проблемы Предельные уровни тарифов не позволяют развивать сети в соответствии с темпами экономического роста (роста энергопотребления) Отсутствие установленных размеров платы за техприсоединение для сетевых компаний В плату за техприсоединение не допускается включать инвестиционные потребности сетевых компаний Возможность развития распределительных сетей за счет тарифа на подключение и надбавки к тарифу, устанавливаемых на муниципальном уровне, упирается в ограничения сетей более высокого уровня

Решения Предусмотреть возможность включения в плату за техприсоединение инвестиционных потребностей сетевых компаний (изменение ПНД и методики расчета платы) Установить эффективную процедуру согласования инвестиционных программ сетевых компаний (изменение постановления Правительства 19) Установление системы взаимодействия регулирующих органов всех уровней в целях последовательного установления платы на техприсоединение (ФСТ, РЭК), тарифов на подключение (рег.органы МСУ) – принятие постановление Правительства в соответствии с 210-ФЗ

Выход потребителей на оптовый рынок

Проблемы Объективные – перекрестное субсидирование, задолженность ОПП и др. Субъективные – не желание лишаться потребителей (конкурентная борьба) Методы противодействия выходу потребителей на рынок: Не- заключение договора на передачу Не- заключение соглашения об информационном обмене Не- изменение договора энергоснабжения

Как бороться? ФАС как орган, контролирующий выполнение ПНД и контролирующий АТС будет: Принимать решения по фактам необоснованного отказа в заключении всех договоров и соглашений Способствовать упрощению регламентов рынка в части выхода участников, устранению необоснованных барьеров Обеспечение равного доступа к показаниям АИИС КУЭ на границах заинтересованных сторон Особое внимание будет уделяться энергоснабжающим ораганизациям (ОПП), желающим стать участниками ОРЭ

Спасибо за внимание !