Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2 г. Салехарда» Презентация урока по географии в 11 «А» классе ТЕМА: «Япония-страна восходящего солнца и веры в гармонию» Учитель географии Пантюхина Вера Андреевна Салехард, 2009
Цели: 1.усвоить знания об основных чертах ЭГП, ПГП, населении, традициях, отраслевой и территориальной структуре, моделей экономического развития. 2. объяснить суть проблем использования территории, природных и сырьевых ресурсов. оценить природно-ресурсный потенциал для развития промышленности и сельского хозяйства, перспектив развития экономики Японии в АТР. 3. составлять ЭГХ страны, используя разные источники информации. объяснять причины и следствия «японского парадокса». 4.Формирование нравственных ценностей и эстетического отношения к элементам живой и неживой природы как к источнику жизни, красоты, духовной культуры японского народа
«Визитная карточка Японии». Древнее название страны Ямато. Японцы называют ее Ниппон или Нихон, т.е. Страна восходящего солнца. Национальный японский флаг белого цвета с красным кругом Солнцем в середине. Герб - круглая хризантема национальный цветок Японии. Япония страна-архипелаг, расположенная на четырех крупных островах: Хоккайдо, Хонсю, Кюсю, Сикоку и почти на четырех тысячах мелких островах в Тихом океане. Омывается водами Охотского моря на севере, на западе Корейским проливом и Японским морем, на востоке Восточно-Китайским морем и Тихим океаном. Площадь страны км 2 Столица Японии Токио, что означает «Восточная столица», расположена на острове Хонсю, на месте бывшего замка Эдо. Численность населения составляет 127,3 млн.человек. Государственное устройство – конституционная монархия. Глава государства – император Акихито (у власти с 7 января 1989 г.). Глава правительства – премьер-министр Дзюнъитиро Коидзуми. Денежная единица – иена. Крупные города: Йокохама (3500 тыс. чел.), Осака (3000 тыс. чел.), Нагоя (2800 тыс. чел.), Саппоро (2000 тыс. чел.), Кобе (1600 тыс. чел.), Киото (1500 тыс. чел.), Фукуока (1350 тыс. чел.), Кавасаки (1230 тыс. чел.). Политические партии: Либерально- демократическая партия, Демократическая партия Японии, Партия «Сакигакэ» (Предвестник), Коммунистическая партия Японии.
Фото 1. Император страны - Акихито – символ государства и единства нации Фото 2. Премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми Герб Японии Флаг Японии официально утвержден 5 августа 1854г. Его пропорция – 2:3 Столица - Токио
По Конституции наследственный император Японии «символ государства и единства народа», все государственные назначения и решения производит по представлению Кабинета, который и несёт за них ответственность. Император Акихито вместе с императрицей Митико
47 префектур Японии ХОККАЙДО Хоккайдо (Саппоро) ТОХОКУ 2.Аомори 3.Акита 4.Иватэ (Мориока) 5.Ямагата 6.Мияги (Сэндай) 7.Фукусима ХОКУРИКУ 8.Ниигата 9.Тояма 10.Исикава (Канадзава) КАНТО 11.Нагано 12.Гумма (Маэбаси) 13.Точиги (Уцуномия) 14.Сайтама 15.Ибараки (Мито) 16.Яманаси (Кофу) 17.Токио 18.Чиба 19.Канагава (Йокогама) ТОКАЙ 20.Гифу 21.Айчи (Нагоя) 22.Сидзуока 23.Миэ (Цу) КАНСАЙ 24.Фукуи 25.Хиого (Кобэ) 26.Киото 27.Сига (Ооцу) 28.Осака 29.Нара 30.Вакаяма ЧУГОКУ 31.Симанэ (Мацуэ) 32.Тоттори 33.Ямагучи 34.Хиросима 35.Окаяма СИКОКУ 36.Кагава (Такамацу) 37.Эхимэ (Мацуяма) 38.Токусима 39.Кочи КЮСЮ 40.Фукуока 41.Сага 42.Ойта 43.Нагасаки 44.Кумамото 45.Миядзаки 46.Кагосима 47.Окинава (Наха)
Озеро Бива. Тории. Префектура Сига Озеро Товада. Префектура Аомори Острова Мацусима. Префектура Мияги Водопад Кэгон в Никко Начало зимы в Камикоти. Префектура Нара
Население Японии Численность населения тыс. чел. (2001 г). Средняя плотность 319 чел. на 1 км 2. Национальный состав населения исключительно однородный, где японцы составляют 99% населения. К числу национальных меньшинств относятся айны, живущие на острове Хоккайдо, корейцы 0,5%, и китайцы, особенно в больших городах. По населению Япония занимает 9-е место в мире. Японский язык специфичен и не входит ни в одну из языковых семей. Очень сложна и система современной японской письменности, в которой используются как иероглифы, так и слоговая азбука. Язык японский (государственный), другой язык айну, многие японцы немного говорят по-английски. Японцы очень верующая нация. Религия, пришедшая в Японию из Индии, буддизм. Японская система верования синтоизм, что означает «божественный путь», обслуживает основные религиозно-бытовые обряды, и прежде всего свадебные церемонии, которые всегда проходят в синтоистских храмах. Буддизм, напротив, берет на себя все погребальные и заупокойные обряды. Храмом в Японии является пагода. Это необычное для европейца сооружение, многоярусное, с крышей, причудливо загнутой вверх на углах. Статуя Будды
Япония нация здоровых людей с самым низким показателем детской смертности в мире (4 на 1000, в США 8 па в России 18 на 1000} и с самым высоким уровнем продолжительности жизни (мужчины 76 лет, женщины 82 года). Для сравнения: в России женщины 72 года, мужчины 62 года. Для Японии, в отличие от других стран Азии, характерен первый тип воспроизводства населения Заметное снижение рождаемости объясняется, прежде всего, желанием японцев повысить уровень жизни, а также государственной политикой контроля над рождаемостью, Занятия по основам планирования семьи проводятся уже в старших классах. Пропагандируются более поздние браки по договоренности родителей.
Об особенностях японского национального характера 1.Японцев отличает сильная привязанность к своей семье, учебному заведению, месту работы, родине. 2.очень важна принадлежность к определенной группе, без ее поддержки он часто не способен активно и эффективно действовать. 3.трудолюбивы. 4.очень вежливы, уважительны. 5.верны слову, проявляют терпимость и склонность к компромиссу. 6.проявляют симпатию и сочувствие к людям, сентиментальнтальны. 7.японцы – самый стыдливый в мире народе, японскую культуру называют «культурой стыда». 8.немногословны и в общении часто прибегают к языку мимики и жестов. 9.дорожат своим престижем и честью, не любят насмешек, нередко принимают их за оскорбления и отвечают силой. 10.Японцы очень любопытны и многое перенимают у других народов.
Подавляющая часть населения живет в городах 76%. В стране более 200 больших городов. 12 из них города- миллионеры. Япония страна высокой культуры и сплошной грамотности, где обучению и воспитанию детей уделяется большое внимание с раннего детства. Японцы свято почитают старинные обряды и традиции, к числу которых относятся почитание старших, кимоно, особенности японской кухни, сервировка стола, чайная церемония, икебана, бонсай. Небоскребы Синзюку. Токио
Школы Японии Государственные «дешевые» муниципальные Частные «дорогие» Школа в Японии. Школа в Японии. Ребенку до пятилетнего возраста позволяют практически все, однако по мере его взросления все больше становится ограничений, все строже требуют от него полного послушания родителям, понимания своих обязанностей. В шесть лет японские мальчики и девочки идут в начальную школу; проучившись а ней шесть лет, почти все они переходят в трехлетнюю младшую среднюю школу, затем - в трехлетнюю старшую среднюю школу. Учебный год в японской школе - самый, наверное, длинный в мире: 240 дней.
Японская письменность катакани и хирагануЯпонская письменность является смешанной и включает в себя китайскую иероглифику и две национальные слоговые азбуки – катакани и хирагану. Существует так же несколько систем латиницы, обычно используются во вспомогательных целях. азбука хирагана азбука катакана
Ворота Каминаримон храма Каннон в Асакусе. Токио Храм Идзумо тайся. Префектура Симанэ Восточная пагода храма Якусидзи. Префектура Нара Храм Тодайдзи. Префектура Нара Храм Хоодо (Феникса) монастыря Бёдоин. Префектура Киото Храм Ицукусима. Префектура Хиросима
самурайские доспехи эпоха Эдо самурайский веерсамурай шлем самурайских доспехов наплечники самурая Меч самурая
Икэбана традиционное японское искусство аранжировки цветов. Дословно икэбана это "цветы, которые живут". В японском языке бонсай означает не только карликовое растение, но и культуру его выведения на подносе или в неглубоком горшке, блюде, поддоне, и как и многое другое, пришел в Японию из Китая.
Каллиграфия - самый распространенный вид искусства. Это - национальное пристрастие, общая эстетическая натура, воспитанная у японцев и китайцев с самых малых лет. Японские иероглифы, читаемые как "цу-нами" и означающие в дословном переводе "волна в гавани"
Чайная церемония (по- японски тяною) относится к наиболее самобытным, уникальным искусствам. Она играет существенную роль в духовной и общественной жизни на протяжении нескольких веков.
Японская живопись может быть и изящно проста и потрясающе многогранна. Она развивалась под сильным влиянием китайских стилей живописи. Ямамото Байицу. «Бамбуковая роща» эпоха Эдо (19 век). Кагэмоно.
Расцвет государства - в людях и упадок государства - в людях. Древняя мудрость
Модели экономического развития Японская модель развития экономики Поощрение мелкого и среднего бизнеса Развитие производств с экспортной ориентацией, постоянный учет запросов рынка Покупка патентов, лицензий и их эффективное использование Сочетание новейших технологий с относительно дешевой местной рабочей силой Особое внимание к образованию, подготовке кадров
Модели экономического развития Создание свободных экономических зон Создание «открытых городов» Китайская модель развития экономики Экономическая реформа с широким использованием рыночных отношений Широкое развитие арендных отношений на селе, быстрое развитие сельской индустрии Открытые отношения с внешним миром Децентрали- зация промышлен- ности Привлечение иностранного капитала, в том числе китайцев, живущих за рубежом
Модели экономического развития Перестройка структуры их хозяйства, ориентир на технико- и наукоемкие производства Факторы, определяющие хозяйственные успехи НИС Относитель-ная дешевизна рабочей силы, исключите- льное трудолюбие, дисциплина, высокая квалифика-ция Гибкая налоговая политика, привлекающая иностранный капитал Поощрение образования, вкладывание значительных средств в подготовку квалифициро- ванных кадров Ускорен-ное внедрение достиже-ний НТР, обновле-ние каждые 3 года оборудова- ния для НИОКР
Модели экономического развития Структурные сдвиги (от сельского хозяйства и мелкой промышленности к тяжелой) при значительном влиянии государства на процесс индустриализации Индийская модель развития экономики Ориентация на внутренние резервы Значительные природные ресурсы Избыток дешевой рабочей силы низкой квалификации Ставка на мелкие и средние предприятия
Ведущие японские фирмы ДЖЕЙ-ВИ-СИ ТОШИБА СОНИ ХИТАЧИ ШАРП ЭПСОН
Ведущие японские фирмы БРИДЖСТОУН ТОЙОТА МИЦУБИСИ ХОНДА
Роль Японии в мировой экономике
«Лицевую часть» «Лицевую часть» образует Тихоокеанский пояс, протягивающийся неширокой полосой по приморским низменностям прежде всего о.Хонсю. Этот пояс – социально-экономическое ядро страны. Здесь находятся главные промышленные районы Токио, Осаки, Нагои, Китакюсю, большинство ТЭС и АЭС, металлургических баз и комбинатов, машиностроительных заводов. «Тыльную часть» «Тыльную часть» Японии образует периферийная зона, включающая прежде всего горно-лесные районы о.Хонсю, где преобладают заготовка древесины, животноводство, добыча полезных ископаемых, гидроэнергетика. Но особое развитие получили рекреация и туризм Территориальная структура хозяйства: Два лица японской экономики
Наиболее отсталые в индустриальном отношении районы Высокая концентрация обрабатывающей промышленности
Структура экспорта и импорта Японии
За послевоенное 50-летие Япония добилась выдающихся успехов в области развития своего народного хозяйства. Не имеющий аналогов – ни с точки зрения динамики роста, ни инструментария управления, ни мотивации экономической деятельности, японский феномен позволил стране пройти путь от практически нулевого цикла до фазы информационно-индустриального общества.
ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: В ЧЕМ СОСТОИТ СУЩНОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКОГО «ЧУДА» ЯПОНИИ ?
ПРАВИЛЬНЫЕ ОТВЕТЫ: 1. Красный круг- солнце 2. Круглая хризантема 3. Токио 4. о. Хонсю 5. Фудзияма млн чел 7. Конституционная монархия 8. Акихито 9. Японский 10. Токайдо 11. Сакура 12. Синтоизм, буддизм 13. Пагода 14.Икебана 15. Бансай 16. Каллиграфия 17. Кимоно 18. Японские войны, сословие
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ «5»баллов правильных ответов «4» балла «3» балла «2» балла - менее 9
Урок очень понравился Урок не произвел впечатления Урок не понравился
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ