Воспитание толерантности как фактор социализации учащихся
План 1. Значение толерантности для современного общества. 2. Понятие толерантности. 3. Феномен толерантности в российском понимании. 4. Внешняя и внутренняя толерантность. 5. Воспитание толерантности: цели, задачи, подходы, принципы, проблемы.
«Самая страшная из грозящих нам катастроф – это не столько атомная, тепловая и тому подобные варианты физического уничтожения человечества (а может быть и всего живого) на Земле, сколько антропологическая – уничтожение человеческого в человеке» Ю.А.Шрейдер
Аспекты в содержании понятия «толерантность» (по А.Г.Асмолову): - устойчивость, выносливость - терпимость - допуск, допустимость, допустимое отклонение
Толерантность (лат. tolero - нести, держать, переносить, сохранять, кормить, питать, оставаться; tollo – считать своим ребёнком, воспитывать, пестовать)
Толерантность – это воспитанность, требующая самоограничений и позволяющая относиться к другому (иному, не такому, как я) с позиций равного
В основе процесса воспитания толерантность – это терпение более сильного, опытного (воспитателя) к более слабому (воспитаннику), что включает умение управлять своим собственным поведением и обучение воспитанника с помощью «образа» или образца своего поведения
Воспитание – это процесс взаимодействия, а не воздействия, это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого
Интолерантность – это нетерпимость
Аспекты толерантности (энциклопедический словарь): - медицинский (терпимость организма по отношению к пересаженному органу, лекарству, боли) - физиологический (способность организма переносить неблагоприятное влияние неблагоприятных факторов среды) - философско-психологический (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению)
Аспекты толерантности: - внешняя (к другим) – убеждение, что они могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, с учётом разных факторов - внутренняя (гибкость как отношение к неопределённости, риску, стрессу) – это способность к принятию решений и размышлению над проблемой, даже если не известны все факты и возможные последствия
Принципы толерантности: - отказ от насилия - добровольность выбора - умение принудить себя, не принуждая других - подчинение законам, традициям и обычаям, не нарушая их и удовлетворяя общественные потребности - принятие Другого, который может отличаться по разным признакам
Цель воспитания толерантности: воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрений, стилей мышления и поведения
Задачи воспитания толерантности: - воспитание миролюбия, принятия и понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать - создание толерантной среды в обществе и в сфере образования
Подходы к воспитанию толерантности: - личностно-ориентированный - деятельностный
Принципы воспитания толерантности: - общепедагогические (целенаправленности, учёта индивидуальных и половозрастных особенностей, культуросообразности, связи с жизнью, уважительного отношения к личности, опоры на положительное в ребёнке)
- частные (социальной обусловленности процесса воспитания толерантности, завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребёнка, единства знания и поведения, создания толерантной среды в образовательном учреждении, диалогичности и сотрудничества, воспитывающей рефлексии)
Диалоговые формы воспитания толерантности: - дискуссия - диспут - дебаты
Метод – это способ воздействия на сущностные сферы человека с целью выработки у него заданных целью воспитания качеств
Методы воспитания толерантности: - убеждение (при воздействии на интеллектуальную сферу) - внушение (при воздействии на эмоциональную сферу) - стимулирование (при воздействии на мотивационную сферу)
Приёмы воспитания – это педагогически оформленные действия, посредством которых на поведение и позиции обучаемого оказываются внешние побуждения, изменяющие его взгляды, мотивы и поведение, в результате чего активизируются резервные возможности человека и он начинает действовать определённым образом
Группы приёмов воспитания: - связана с организацией детей в классе - направлена на организацию диалоговой рефлексии - связана с использованием художественной литературы и кинофильмов