Сравнительный анализ лирических стихотворений Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 Смирнова З.Б. Королев, 2010г.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ.
Advertisements

Анализ лирического стихотворения Восприятие. Истолкование. Оценка.
Типичные вопросы по лирическим произведениям. Как называется разновидность лирики, к которой принадлежит данное стихотворение?// К какой жанрово-тематической.
Анализ лирического произведения Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа 2г. Нариманов», Астраханская область.
К.Д.Ушинский утверждал, что ведущим началом в чтении выступает понимание. "Читать – это еще ничего не значит, что читать и как понимать прочитанное –
Петрова Елена Юрьевна, учитель МБОУ «Острожская СОШ» Оханского района Пермского края.
Теория литературы. Лирические произведения. Подготовка к ЕГЭ по литературе.
Презентация к уроку литературы в 9 классе). Автор и читатель.
Написание стихотворений - это не только творчество и самовыражение. Каждый автор знает, что это еще и тяжелая работа, в которой есть множество своих тонкостей.
«…единственно нужное размещение единственно нужных слов» (Л. Толстой о труде поэта и писателя)
Презентация к занятию по философской лирике Ф.И.Тютчева.
Анализ стихотворного произведения В помощь учащимся Учитель – Дмитриева О.С. «СОШ 50» г.Курган.
Обучение созданию рецензии на поэтический текст (презентация к уроку литературы в 9 классе)
1. Выявить ключевые образы ( обычно их два ), противоположные по эмоциональному звучанию, взаимодействие и борьба которых в произведении создают его динамику,
ТРОПЫ МЕТАФОРА ЭПИТЕТОЛИЦЕТВОРЕНИЕ МЕТОНИМИЯ СИНЕКДОХАПЕРИФРАЗ.
ГОРОДСКОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР mosmetod.ru Обучение анализу поэтического текста Круглова И.В. к.п.н., методист ГБОУ ГМЦ ДОгМ.
1 Тютчев Федор Иванович. 2 Тютчев Фёдор Иванович (1803, село Овстуг Орловской губернии 1873, Царское Село, близ Петербурга) известный поэт, один из самых.
Философия природы в лирике Ф.И.Тютчева. Философия Наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления (С.И.Ожегов «Словарь русского языка»)
МОУ»Средняя общеобразовательная школа 87» Автор – составитель : учитель русского языка и литературы Логачева О.А. Новокузнецк, 2008.
Басырова А. Гаранина Ю.. Звуковые средства Благозвучие – стройность, согласованность, гармоничность в сочетании или чередовании звуков в речи. Аллитерация-повторение.
Транксрипт:

Сравнительный анализ лирических стихотворений Учитель русского языка и литературы МОУ СОШ 16 Смирнова З.Б. Королев, 2010г

Цель олимпиады по литературе - выявить широту литературного кругозора учащегося; уровень его литературоведческих знаний; навыки различных видов анализа и индивидуальной интерпретации текста; творческие способности Следует стремиться к тому, чтобы учащиеся овладели навыками целостного анализа стихотворения в единстве его содержания и формы в соответствии с поэтическим миром и художественной системой автора

Возможность сопоставления лирических произведений Сравниваемые стихотворения могут иметь Общую тему СимволыОбразы Ключевые слова Общую проблему Умозаключения Ассоциации Смежности

Этапы сопоставления стихотворений 1.Творческая история произведений 2.Жанровое своеобразие 3.Идейное содержание 4.Композиционные особенности 5.Время и пространство 6.Развитие лирического образа 7.Художественные особенности 8.Ритмика и метрика

1. Творческая история произведений Дата написания, текстология: Биографическое, политическое событие, побудившее авторов к написанию произведений Место произведения в в творческой эволюции поэтов

2. Жанровое своеобразие Сонет Послание Элегия и др. Необходимо обосновать выбранный жанр

3. Идейное содержание 1.Выявить концепцию развития одной и той же темы в творчестве обоих поэтов. 2.Определить тематику и проблематику стихотворений. 3.Найти точки соприкосновения. Проанализировать семантику заглавия, выявить связь с основной поэтической идеей. 4.Определить главную мысль каждого из произведений, проследить, как перекликается одна с другой.

4. Композиционные особенности 1.Лирический зачин, созвучный с финалом 1.Кольцевая композиция 2.Антитеза В чем различие или сходство композиций обоих произведений?

5. Время и пространство могут расширяться до вселенских масштабов или сжиматься до переживаний индивида Следует сопоставить данные категории обоих произведений

6. Развитие лирического образа Определить субъект или адресат лирики Монолог лирического героя или диалог его с автором Проследить динамику развития образа лирического героя

7. Художественные особенности ТРОПЫ 1.Эпитеты 2.Метафоры 3.Сравнения 4.Олицетворения 5.Ирония 6.Сарказм 7.Оксюморон 8.Гипербола 9.Гротеск 10.Литота 11.Метонимия 12.Синекдоха 13.Перифраза 14.Аллегория 15.Антитеза 16.Символ СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ 1.Звукопись (ассонанс или аллитерация) 2.Инверсия 3.Параллелизм 4.Отрицательный параллелизм 5.Риторический вопрос 6.Риторическое восклицание 7.Риторическое обращение 8.Повторы (анафора или эпифора 9.Ряды однородных членов) 10.Расчлененные конструкции (парцелляции) 11.Эллипсис

Участник олимпиады должен проиллюстрировать на примерах из текста умение выявлять функции изобразительно-выразительных средств; их роль в идейном содержании сравниваемых произведений, выражении мыслей и чувств лирического «Я»; определение специфики каждого поэта при сопоставительном анализе.

8. Ритмика и метрика 1. Виды стихосложения Тоническое Силлабо- тоническое Силлабическое

2. Стихотворные размеры Двусложные Хорей придает динамику и напряжение, создает светлое настроение Ямб передает различные чувства: от гневного и порывистого до мечтательного и задумчивого Трехсложные Дактиль придает размеренность и неторопливость Анапест придает порывистость, быстроту движения Амфибрахий навевает грусть, мечтательность Спондей - лишнее ударение. Перрихий – пропуск ударения на ритмически сильном слоге

3. Виды рифм и рифмовки Рифмовка – способ организации стихов в стихотворении Перекрёстная АБАБ Парная ААББ Кольцевая (опоясывающая) АББА Рифма – звуковой повтор в конце строки Мужская – логичность, твердость, обрывистость Женская - нежность, плавность, незаконченность речи Дактиллическая- философское раздумье

4. Строфика Терцина - АБА БВБ ВГВ (спокойный, неторопливый рассказ) Байроническая строфа (10 строк ) - особая строфа со своеобразным порядком рифм Онегинская строфа (14 строк ) - АБАБВВГГДЕЕДЖЖ Октава (8 строк) - передает то грусть, то радость Сонет ( 14 строк ) – АБАБ АБАБ ВВГ ДГД Семистишие Секстина (шестистишие) Пятистишие Четверостишие (катрен) Трехстишие Двустишие

А теперь потренируйтесь в сравнительном анализе стихотворений Афанасий Фет На стоге сена ночью южной Лицом ко тверди я лежал, И хор светил, живой и дружный, Кругом раскинувшись, дрожал. Земля, как смутный сон немая, Безвестно уносилась прочь, И я, как первый житель рая, Один в лицо увидел ночь. Я ль несся к бездне полуночной, Иль сонмы звезд ко мне неслись? Казалось, будто в длани мощной Над этой бездной я повис. И с замираньем и смятеньем Я взором мерил глубину, В которой с каждым я мгновеньем Все невозвратнее тону Федор Тютчев Как океан объемлет шар земной, Земная жизнь кругом объята снами; Настанет ночь - и звучными волнами Стихия бьет о берег свой. То глас ее; он нудит нас и просит... Уж в пристани волшебный ожил челн; Прилив растет и быстро нас уносит В неизмеримость темных волн. Небесный свод, горящий славой звездной, Таинственно глядит из глубины,- И мы плывем, пылающею бездной Со всех сторон окружены. 1830

Дерзайте! Желаю успехов !