Богатство русского языка неизмеримо К. Г. Паустовский
В глаголе струится самая алая, самая свежая артериальная кровь языка. Ведь и назначение глагола – выражать само действие! А. Югов
Предмет исследования – глагол Объект исследования – прозаические и поэтические тексты.
Девятнадцатое апреля. Классная работа.
Постоянные признаки Непост. признаки вид переходность возвратность число наклонение время Галактика Глагола лицо род
Смеркается. В бору темнеет. Пожар зари над ним краснеет. Во влажной почве лист сухой Без звука тонет под ногой. - Что объединяет данные предложения? - Какие предложения называются простыми? - Разделите эти предложения на 2 группы. - Назовите сказуемое в 1 и 2 предложениях. - Какое действие они обозначают? - Как называются такие глаголы?
1. Знать… 2. Учиться…
Задачи урока знать значения безличных глаголов; знать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи.
Работа в группах Проанализировать тексты и сделать вывод о значении представленных в них безличных глаголах.
Значение безличных глаголов обозначают явления природы; обозначают физическое состояние человека; обозначают душевное состояние человека и его переживания.
Формы безличных глаголов могут иметь форму 3-го лица ед. числа настоящего и будущего времени; могут иметь форму среднего рода ед. числа прошедшего времени.
Сравните предложения Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет. Ребёнок не спит. Ему не спится. личный глагол личный глагол в значении безличного Безличный глагол, образованный от личного с помощью суффикса - ся
Запомни! В значении безличных могут употребляться личные глаголы.
Индивидуальное исследование (4-5 мин.) Выполните работу по карточкам и представьте результаты классу.
Итоги исследования Что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях?
Творческая работа (5-7 мин.) Составьте текст, используя безличные глаголы, на одну из предложенных тем: картина звездного неба; весенний пейзаж; прогулка в лесу.
Поленов В, Д. Золотая осень
Ребятам долго бродили по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях. Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало. Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.
Что нового узнали на уроке? Чему научились? Что показалось самым трудным? интересным?
1. Знать материал урока, дополнить сведениями из параграфа учебника. 2. Выписать из учебника литературы примеры предложений с безличными глаголами (5-7), указать их форму ИЛИ Составить пейзажную зарисовку (5-7 предложений) с использованием безличных глаголов.
Благодарю за работу