МОУ средняя школа 9 г. Долгопрудный Научно-практический семинар «Роль речи в учебном процессе» 2010 год
Сотрудниками лаборатории НИИ дефектологии АПН под руководством Р.Е.Левиной в е годы, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребёнка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что 1/3 учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку.
Психолого-педагогическая классификация речевых нарушений ФН Фонетический дефект ФФН Фонетико- фонематический дефект ОНР Общее недоразвитие речи
I уровень отсутствие общеупотребительной речи II уровень начало общеупотребительной речи III уровень фразовая речь с элементами фонетико фонематического и лексико-грамматического недоразвития.
Проявления общего недоразвития речи III уровня Устная форма речи Звукопроизношение Фонематические процессы Лексический запас Грамматический строй
Следствия недостаточно сформирована звуковая сторона речи Звукопроизношение Дефектное произношение оппозиционных звуков, нескольких групп. Преобладают замены и смешения нередко искажённых звуков. До 15 звуков Фонематические процессы Недостаточная сформированность (несформированность в более тяжёлых случаях). До 18 звуков.
Недостаточность сформированности звуковой стороны речи Недостаточная сформированность (отсутствие) предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова. Недостаточная сформированность предпосылок к успешному овладению грамотой. Трудности овладения чтением и письмом – наличие специфических (дисграфических) ошибок на фоне большого количества разнообразных других
Следствия недостаточно сформированы лексико- грамматических средства языка Лексический запас Ограничен рамками обиходно-бытовой тематики; количественно неполноценен: неправомерное расширение или сужение значений слов; Ошибки в употреблении слов – смешение и замены по смыслу и по акустическому сходству (куст – кисть) Грамматический строй Недостаточно сформирован: отсутствие сложных синтаксических конструкций; аграмматизмы в предложениях простых синтаксических конструкций
Недостаточность сформированности лексико-грамматических средств языка Недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя. Трудности овладения учебными понятиями, терминами. Трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы. Недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности Неустойчивое внимание. Недостаточная наблюдательность по отношению к языковым явлениям. Недостаточное развитие способности к переключению. Слабое развитие словесно- логического мышления. Недостаточная способность к запоминанию. Недостаточный уровень развития контрольных действий.
Следствия: Недостаточная сформированность психологических предпосылок к овладению полноценными навыками учебной деятельности. Трудности формирования учебных умений: - планирования учебной работы; - определения путей и средств достижения учебной цели; - контролирования деятельности; - умения работать в определённом темпе.
Результаты исследования медицинских карт учащихся начальных классов
Недостатки чтения и письма Нарушения письма Аграфия Дисграфия Дисорфография Нарушения чтения Алексия Аграфия
Логопедические заключения и диагнозы Дислалия ДизартрияОНРЛогоневроз (заикание) классКол-воклассКол-воклассКол-воклассКол-во 1а2 11в23б1 1б2 12г14г1 1в4 1 1г2 2 2б12а1 2в42г1 3а3 1 3в23б3 4в13в2 3г1 3д1