РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ИОНЦЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАУ СОШ 5 КУРГАНИНСК.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Конкурс «Угадай профессию» У меня растут года Будет и семнадцать Где работать мне тогда? Чем заниматься?
Advertisements

Игровое занятие - конкурс «Угадай профессию» Подготовила : Рыжих О.Н., воспитатель ГБОУ «Белгородский детский дом «Южный»
Классный час Дорога, которую мы выбираем…. КОГДА ЧЕЛОВЕК НЕ ЗНАЕТ, К КАКОЙ ПРИСТАНИ ОН ДЕРЖИТ ПУТЬ, ДЛЯ НЕГО НИ ОДИН ВЕТЕР НЕ БУДЕТ ПОПУТНЫМ Сенеки.
6 класс Творческая мастерская ( построение знаний ) Н.А. Смолякова, учитель русского языка и литературы МОУ «Новосельская средняя общеобразовательная школа»,
Сокровища живой народной речи Авторы: Дегтева Ю. Рамазанова С. 6 класс.
Роль языка в жизни общества Учитель: Балакирева Т.А., МОУ СОШ 256 г. Фокино Приморского края.
ЛЕКСИКА Обще- употребительная Имеющая Ограниченную сферу Употребления Диалектизмы Профессионализмы Термины жаргонизмы.
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ РАБОТУ ПРОВЕЛА УЧЕНИЦА 10 КЛАССА ИВАШКИНА АНАСТАСИЯ УЧИТЕЛЬ МАРЧЕНКОВА И.М. ОКТЯБРЬ 2008.
В сочинении на тему Кем я хочу стать я написал счастливым. Мне сказали : Ты не понял задание я им сказал : Вы не поняли жизнь.
Диалектизмы… Выполнили: ученики 6 а класса ГБОУ СОШ 50 Коротецкая Мария и Пелишенко Руслан.
Краткая аннотация: Что такое проект? Особенности творческого проекта. Определение темы проекта. Обсуждение темы. Поиск информации. Отбор и систематизация.
Общеупотребительные и диалектные слова. Урок русского языка в 5 А классе Учитель: О.И.Мухачева МБОУ «Сигаевская средняя общеобразовательная школа»
Тип проекта По виду деятельности: исследовательский; по содержанию: межпредметный (русский язык, краеведение); по назначению: учебный по количеству участников:
Готовимся к экзамену Сочинение. Аргументация – это приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования какой- либо мысли перед слушателями.
1 Русский язык – национальный язык русского народа. На русском языке говорят 138 млн. человек, проживающих на территории России (99,4 %), по данным Всесоюзной.
Ты все, чем я дышу, Ты все, чем я живу Присутствие Твое святое во мне.
«Использование диалектизмов в речи жителей деревни Мордвиново» Выполнила: Тестова Даша, 5 класс МОУ Мордвиновская СОШ Педагог-наставник: Городничая Л.А.,
Фотосюжет о маме Автор: Малютин Кирилл, обучающийся 7 класса МАОУ «СОШ 110» г.Новокузнецка Руководитель: Ильина Наталья Юльевна, учитель русского языка.
Профессия ( от лат – Profitere – «объявлять своим делом», «говорить публично», «заявлять») означает род трудовой деятельности, требующей определенной.
Здесь они учились, работали Они защищали землю, сохраняя её для нас Мы и наши дети будут здесь жить и работать Здесь жили наши отцы, деды, прадеды.
Транксрипт:

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛА ИОНЦЕВА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА УЧИТЕЛЬ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ МАУ СОШ 5 КУРГАНИНСК

ДИАЛЕКТИЗМЫ - ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ - это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. Значение : вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т. д. ; термины - слова, которые называют специальные понятия какой - либо сферы производства или науки ; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки..

Профессионализмы в речи моряков. Камбуз Балясина Шконка Рундук Клотик Баночка Швартовый Якорь Кок Палуба Гальюн Шпангоут киль

Профессионализмы в речи врача скальпель капельница анестезия диспансеризация вакцинация стетоскоп фонедоскоп

Рисунок, проект, план, город, гармония, чертеж, конструкции, строительство, здания, памятники. Ткань, раскрой, лекало, костюм, ножницы, ателье. Верстак, рубанок, станок, древесина, мебель, мастерская. Газета, новости, современность, люди, оперативность, редакция, факты. Земля, природа, поле, теплица, сад, сорта, растения, уход, плоды, зерно, удобрения, урожай. Деньги, посетители, клиенты, вклад, сберегательная книжка, документы, аккредитивы, личный счет. Театр, зрители, сцена, премьера, аплодисменты, костюм, грим. Стройка, кирпич, бетон, глазомер, конструкции, свежий воздух, кельма ( лопаточка с изящно изогнутой ручкой ), стена, кладка. Ремонт, трубопровод, отопление, водопровод, авария, техническая грамотность, слесарный инструмент.

архитектор портной столяр журналист агроном работник банка актёр строитель слесарь

Текст 1. - А сказать тебе, почему лошадь слушается человека ? - Ну, кажи, кажи. Послухаемо. - Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас ! Агромадными великанами ! Ну и боится. Потому и слушается. - Чи ты дурень, чи шо ? Хто тоби це казав ? - Ведьмак жил у нас в деревне … - Брешет твой ведьмак ! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит … Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут ? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак ! ( Н. Краснов ) Текст 2. « Где хозяин ?» « Нема ». « Как ? совсем нету ?» « Совсим ». « А хозяйка ?» « Побигла в слободку ». -« Кто ж мне отопрет дверь ?» сказал я, ударив в неё ногою. ( М. Лермонтов )

Каганец, буряк, гарбуз, цыбуля, ляда, груба, хай, мысник, тын, бачить, видсель, гарно, качка, дымарь.

светильник, свёкла, арбуз, лук, дверь, печка, пускай, полка для мисок, плетень, видеть, отсюда, красиво, утка, печная труба.

- Многие диалектные слова уходят из обихода, встречаются преимущественно в речи очень старых или неграмотных людей. Наша задача – сохранить их для потомков. Я хочу вам зачитать слова Г. Мельниченко : « Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа значительную часть языка. Вот почему наш долг, наша святая обязанность - сохранить эти неоценимые сокровища живой народной речи »

Ребята, вы должны расспросить у своих родителей о особенностях их профессии и написать мини – сочинение, использовав профессионализмы. ЖЕЛАЮ УСПЕХА !

1) Арапов М. В. Пассивный словарь // Лингвистический энциклопедический словарь. М., ) Сороколетов Ф. П. Пассивный словарь // Русский язык : Энциклопедия. М., ) Шанский Н. М. Лексикология современного русского языка. М.: Просвещение, с., ). Резниченко И. Л. Стилистический узус русского языка и его отражение в лексикографии : Дис. канд. филол. наук. М., с. 5). Языкознание. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. В. Н. Ярцева. 2- е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия ", с.: 6). Словарь Даля В. И. 7) Атлас « Язык русской деревни » 8) СЛОВАРЬ КУБАНСКИХ ДИАЛЕКТИЗМОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ