Лекция 2 Классификация информационных систем Экономический факультет Кафедра «Прикладная информатика» Дисциплина «Информационные системы в образовании» Разработал к.п.н., доцент кафедры «Прикладная информатика», Попова Марина Викторовна
План лекции:
1.1 Понятие информационной системы Система (system – целое, составленное из частей ; греч.) – это совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Архитектура системы – совокупность свойств системы, существенных для пользователя. Элемент системы – часть системы, имеющая определенное функциональное назначение. Элементы, состоящие из простых взаимосвязанных элементов, часто называют подсистемами. Организация системы – внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, проявляющаяся, в частности, в ограничении разнообразия состояния элементов в рамках системы. Структура системы – состав, порядок и принципы взаимодействия элементов системы, определяющие основные свойства системы. Если отдельные элементы системы разнесены по разным уровням и характеризуются внутренними связями, то говорят об иерархической структуре системы. К содержанию
Добавление к понятию система слова информационная отражает цель ее создания и функционирования. Информационные системы обеспечивают сбор, хранение, обработку, поиск, выдачу информации, необходимой в процессе принятия решений задач из любой области. Они помогают анализировать проблемы и создавать новые информационные продукты. Информационная система это взаимосвязанная совокупность средств, методов и персонала, используемых для хранения, обработки и выдачи информации в интересах достижения поставленной цели. Современное понимание информационной системы предполагает использование в качестве основного технического средства переработки информации компьютера. Кроме того, техническое воплощение информационной системы само по себе ничего не будет значить, если не учтена роль человека, для которого предназначена производимая информация и без которого невозможно ее получение и представление. Необходимо понимать разницу между компьютерами и информационными системами. Компьютеры, оснащенные специализированными программными средствами, являются технической базой и инструментом для информационных систем. Информационная система немыслима без персонала, взаимодействующего с компьютерами и телекоммуникациями. В нормативно - правовом смысле информационная система определяется как « организационно упорядоченная совокупность документов ( массив документов ) и информационных технологий, в том числе и с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы » [ Закон РФ « Об информации, информатизации и защите информации » от , 24- ФЗ ]. К содержанию
Процессы, протекающие в информационных системах Информационный процесс – « процесс создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распространения и потребления информации » [ Закон РФ « Об участии в информационном обмене » от , 85- ФЗ ]. Информационный ресурс – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информавционных системах ( библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других видах информационных систем ) [ Закон РФ « Об участии в информационном обмене »]. В нормативно - правовом аспекте документ определяется как зафиксированная на материальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Процесс документирования превращает информацию в информационные ресурсы. Процессы, обеспечивающие работу информационной системы любого назначения, условно можно представить состоящими из следующих блоков : ввод информации из внешних или внутренних источников ; обработка входной информации и представление ее в удобном виде ; вывод информации для представления потребителям или передачи в другую систему ; обратная связь это информация, переработанная людьми данной организации для коррекции входной информации. К содержанию
Информационные процессы реализуются с помощью информационных процедур, реализующих тот или иной механизм переработки входной информации в конкретный результат. Различают следующие типы информационных процедур : 1. Полностью формализуемые, при выполнении которых алгоритм переработки информации остается неизменным и полностью определен ( поиск, учет, хранение, передача информации, печать документов, расчет на моделях ). 2. Неформализуемые информационные процедуры, при выполнении которых создается новая уникальная информация, причем алгоритм переработки исходной информации неизвестен ( формирование множества альтернатив выбора, выбор одного варианта из полученного множества ). 3. Плохо формализованные информационные процедуры, при выполнении которых алгоритм переработки информации может изменяться и полностью не определен ( задача планирования, оценка эффективности вариантов экономической политики ). Функции информационных подразделений, создающих и поддерживающих информационные системы ( служба администратора ): оповещение и обработка запросов ; поддержание целостности и сохранности информации ; периодическая ревизия информации ; автоматизация индексирования информации. К содержанию
В целом информационные системы определяется следующими свойствами : 1) любая информационная система может быть подвергнута анализу, построена и управляема на основе общих принципов построения систем ; 2) информационная система является динамичной и развивающейся ; 3) при построении информационной системы необходимо использовать системный подход ; 4) выходной продукцией информационной системы является информация, на основе которой принимаются решения ; 5) информационную систему следует воспринимать как человеко - машинную систему обработки информации. К содержанию
получению более рациональных вариантов решения управленческих задач за счет внедрения математических методов ; освобождению работников от рутинной работы за счет ее автоматизации ; обеспечению достоверности информации ; совершенствованию структуры информационных потоков ( включая систему документооборота ); предоставлению потребителям уникальных услуг ; уменьшению затрат на производство продуктов и услуг ( включая информационные ). Внедрение информационных систем может способствовать: К содержанию
Первые информационные системы появились в пятидесятых годах. Они были предназначены для обработки счетов и расчета зарплаты, а реализовывались на электромеханических бухгалтерских счетных машинах. Это приводило к некоторому сокращению затрат и времени на подготовку бумажных документов. Шестидесятые годы знаменуются изменением отношения к информационным системам. Информация, полученная из них, стала применяться для периодической отчетности по многим параметрам. Для этого организациям требовалось компьютерное оборудование широкого назначения, способное обслуживать множество функций, а не только обрабатывать счета и считать зарплату. К содержанию
В семидесятых – начале восьмидесятых годов информационные системы начинают широко использоваться в качестве средства управленческого контроля, поддерживающего и ускоряющего процесс принятия решений. К концу восьмидесятых годов концепция использования информационных систем вновь изменяется. Они становятся стратегическим источником информации и используются на всех уровнях организации любого профиля. Информационные системы этого периода, предоставляя вовремя нужную информацию, помогают организации достичь успеха в своей деятельности, создавать новые товары и услуги, находить новые рынки сбыта, обеспечивать себе достойных партнеров, организовывать выпуск продукции по низкой цене и многое другое. К содержанию
Тип информационной системы зависит от того, чьи интересы она обслуживает и на каком уровне управления. По характеру представления и логической организации хранимой информации информационные системы подразделяются на фактографические, документальные и геоинформационные. К содержанию
Фактографические информационные системы накапливают и хранят данные в виде множества экземпляров одного или нескольких типов структурных элементов ( информационных объектов ). Каждый из таких экземпляров или некоторая их совокупность отражают сведения по какому - либо факту, событию отдельно от всех прочих сведений и фактов. Структура каждого типа информационного объекта состоит из конечного набора реквизитов, отражающих основные аспекты и характеристики объектов данной предметной области. Комплектование информационной базы в фактографических информационных системах включает, как правило, обязательный процесс структуризации входной информации. Фактографические информационные системы предполагают удовлетворение информационных потребностей непосредственно, т. е. путем представления потребителям самих сведений ( данных, фактов, концепций ). К содержанию
В документальных ( документированных ) информационных системах единичным элементом информации является нерасчлененный на более мелкие элементы документ и информация при вводе ( входной документ ), как правило, не структурируется, или структурируется в ограниченном виде. Для вводимого документа могут устанавливаться некоторые формализованные позиции ( дата изготовления, исполнитель, тематика ). Некоторые виды документальных информационных систем обеспечивают установление логической взаимосвязи вводимых документов – соподчиненность по смысловому содержанию, взаимные отсылки по каким - либо критериям и т. д. Определение и установление такой взаимосвязи представляет собой сложную многокритериальную и многоаспектную аналитическую задачу, которая не может быть формализована в полной мере. К содержанию
В геоинформационных системах данные организованы в виде отдельных информационных объектов ( с определенным набором реквизитов ), привязанных к общей электронной топографической основе ( электронной карте ). Геоинформационные системы применяются для информационного обеспечения в тех предметных областях, структура информационных объектов и процессов в которых имеет пространственно - географический компонент ( маршруты транспорта, коммунальное хозяйство ). К содержанию
Функциональный признак определяет назначение подсистемы, а также ее основные цели, задачи и функции. К содержанию
ИС оперативного уровня – бухгалтерская, банковских депозитов, обработки заказов, регистрации билетов, выплаты зарплаты ; ИС специалистов – офисная автоматизация, обработка знаний ( включая экспертные системы ); ИС тактического уровня ( среднее звено ) – мониторинг, администриро - вание, контроль, принятие решений ; ИС стратегического уровня – формулирование целей, стратеги - ческое планирование. К содержанию
ИС оперативного уровня поддерживает специалистов - исполнителей, обрабатывая данные о сделках и событиях ( счета, накладные, зарплата, кредиты, поток сырья и материалов ). Назначение информационной системы на этом уровне отвечать на запросы о текущем состоянии и отслеживать поток сделок в фирме, что соответствует оперативному управлению. Чтобы с этим справляться, информационная система должна быть легко доступной, непрерывно действующей и предоставлять точную информацию. Задачи, цели и источники информации на оперативном уровне заранее определены и в высокой степени структурированы. Решение запрограммировано в соответствии с заданным алгоритмом. ИС оперативного уровня является связующим звеном между фирмой и внешней средой и является основным поставщиком оперативной и архивной информации для остальных типов ИС в организации. Если система работает плохо, то организация либо не получает информацию извне, либо не выдает информацию. К содержанию
Информационные системы этого уровня помогают специалистам, работающим с данными, повышают продуктивность и производительность работы инженеров и проектировщиков. Задача подобных ИС интеграция новых сведений в организацию и помощь в обработке бумажных документов. По мере того как индустриальное общество трансформируется в информационное, производительность экономики все больше будет зависеть от уровня развития этих систем. Такие системы, особенно в виде рабочих станций и офисных систем, наиболее быстро развиваются сегодня в бизнесе. К содержанию
ИС офисной автоматизации связывают воедино работников информационной сферы в разных регионах и помогают поддержи - вать связь с покупателями, заказчиками и другими организациями. Их деятельность в основном охватывает управление документацией, коммуникации, составление расписаний и т. д. Основная цель обработка данных, повышение эффективности их работы и упрощение канцелярского труда. Наиболее часто их применяют работники средней квалификации : бухгалтеры, секретари, клерки. Эти системы выполняют следующие функции : обработка текстов на компьютерах с помощью различных текстовых процессоров ; производство высококачественной печатной продукции ; архивация документов ; электронные календари и записные книжки для ведения деловой информации ; электронная и аудиопочта ; видео - и телеконференции. К содержанию
ИС обработки знаний необходимые инженерам, юристам, ученым при разработке или создании нового продукта. Существуют специализирован - ные рабочие станции по инженерному и науч - ному проектированию которые позволяют обеспечить высокий уровень технических разработок ( экспертные системы ). К содержанию
Основные функции ИС тактического уровня : сравнение текущих показателей с прошлыми показателями ; составление периодических отчетов за определенное время ( а не выдача отчетов по текущим событиям, как на оперативном уровне ); обеспечение доступа к архивной информации и т. д. К содержанию
Системы поддержки принятия решений обслуживают частично структурированные задачи, результаты которых трудно спрогнозировать заранее ( имеют более мощный аналитический аппарат с несколькими моделями ). Информацию получают из управленческих и операционных информационных систем. Используют эти системы все, кому необходимо принимать решение : менеджеры, специалисты, аналитики. Например, их рекомендации могут пригодиться при принятии решения покупать или взять оборудование в аренду. К содержанию
Характеристика систем поддержки принятия решений : обеспечивают решение проблем, развитие которых трудно прогнозировать ; оснащены сложными инструментальными средствами моделирования и анализа ; позволяют легко менять постановки решаемых задач и входные данные ; отличаются гибкостью и легко адаптируются к изменению условий несколько раз в день ; имеют технологию, максимально ориентированную на пользователя. К содержанию
Стратегические ИС представляют собой компьютерные информационные системы, обеспечивающие поддержку принятия решений по реализации перспективных стратегических целей развития организации. Под стратегией понимается набор методов и средств решения перспективных долгосрочных задач. Стратегическая ИС стали расцениваться как важные системы, которые влияют на изменение выбора целей фирмы, ее задач, методов, продуктов, услуг, позволяя опередить конкурентов, а также наладить более тесное взаимодействие потребителей с поставщиками. К содержанию
В зависимости от степени автоматизации информационных процессов в системе управления фирмой информационные системы определяются как ручные, автоматические, автоматизированные. Ручные информационные системы характеризуются отсутствием современных технических средств переработки информации и выполнением всех операций человеком. Например, о деятельности менеджера в фирме, где отсутствуют компьютеры, можно говорить, что он работает с ручной информационной системой. К содержанию
Автоматические информационные системы выполняют все операции по переработке информации без участия человека. Автоматизированные информационные системы предполагают участие в процессе обработки информации и человека, и технических средств, причем главная роль отводится компьютеру. В современном толковании в термин " информационная система " обязательно вкладывается понятие автоматизируемой системы. Автоматизированные информационные системы, учитывая их широкое использование в организации процессов управления, имеют различные модификации и могут быть классифицированы, например, по характеру использования информации и по сфере применения. К содержанию
Роль бухгалтера в информационной системе по расчету заработной платы заключается в задании исходных данных. ИС обрабатывает их по заранее известному алгоритму с выдачей результатной информации в виде ведомости, напечатанной на принтере. К содержанию
Информационно - поисковые системы производят ввод, систематизацию, хранение, выдачу информации по запросу пользователя без сложных преобразований данных ( информационно - поисковая система в библиотеке, в железнодорожных и авиакассах ). Информационно - решающие системы осуществляют все операции переработки информации по определенному алгоритму. Среди них можно провести классификацию по степени воздействия выработанной результатной информации на процесс принятия решений и выделить два класса управляющие и советующие системы. Управляющие информационные системы вырабатывают информацию, на основании которой человек принимает решение. Для этих систем характерен тип задач расчетного характера и обработка больших объемов данных. Примером могут служить система оперативного планирования выпуска продукции, система бухгалтерского учета. Советующие информационные системы вырабатывают информацию, которая принимается человеком к сведению и не превращается немедленно в серию конкретных действий. Эти системы обладают более высокой степенью интеллекта, так как для них характерна обработка знаний, а не данных. К содержанию
Существуют медицинские информационные системы для постановки диагноза больному и определения предполагаемой процедуры лечения. Врач может принять к сведению полученную информацию, но и предложить иное решение по сравнению с рекомендуемым системой. К содержанию
ИС организационного управления предназначены для автоматизации функций управленческого персонала. К этому классу относятся ИС управления как промышлен - ными фирмами, так и непромышленными объектами : гостиницами, банками, торговыми фирмами и др. ИС управления технологическими процессами служат для автоматизации функций производственного персонала. Они широко используются при организации поточных линий, изготовлении микросхем, для поддержания технологического процесса в металлургической и машиностроительной промышленности. К содержанию
Интегрированные ( корпоративные ) информационные системы используются для автоматизации всех функций фирмы и охватывают весь цикл работ от проектирования до сбыта продукции. Создание таких систем весьма затруднительно, поскольку требует системного подхода с позиций главной цели, например получения прибыли, завоевания рынка сбыта и т. д. Такой подход может привести к существенным изменениям в самой структуре фирмы, на что может решиться не каждый управляющий. К содержанию
По способу организации групповые и корпоративные информационные системы подразделяются на следующие классы : системы на основе архитектуры файл - сервер ; системы на основе архитектуры клиент - сервер ; системы на основе многоуровневой архитектуры ; системы на основе интернет / интранет - технологий. К содержанию