1.БиографияБиография 2.Взятие снежного городкаВзятие снежного городка 3.Утро стрелецкой казниУтро стрелецкой казни 4.Переход Суворова через АльпыПереход Суворова через Альпы 5.Меншиков в БерезовеМеншиков в Березове 6.Боярыня МорозоваБоярыня Морозова 7.Пейзаж с фигурой братаПейзаж с фигурой брата Вид на Красноярск с сопки 8.Зубовский бульвар зимойЗубовский бульвар зимой Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской 9.Женский портретЖенский портрет Портрет неизвестной на желтом фоне
Сypиков (Василий Иванович) - исторический живописец и жанрист, родился в1848 г., с 1858 по 1861 г. обучался в красноярском уездном училище, а потом служил канцеляристом в одном из казенных учреждений, любительски упражняясь в рисовании и живописи. В 1870 г. поступил в ученики императорскойакадемии художеств. Посещая ее классы до 1873 г., получил за исполненные в них работы все установленные серебряные медали; затем, в 1874 г., за написанную по программе картину: "Милосердие самаритянина", был награжден малой золотой медалью, а через год после того, за другую программу: "Ап. Павел благовествует пред царем Агриппою и его сестрою Вероникою", удостоен звания классного художника 1-й степени. В 1876 и 1877 гг. исполнял живописные работы в московском храме Спасителя. Мать В. И. Сурикова Жена В. И. Сурикова
В 1881 г. вступил в члены товарищества передвижных художественных выставок и с того времени постоянно являлся на них со своими картинами. Главные из этих картин: "Утро стрелецкой казни при Петре Великом", "Меншиков в Березове", "Боярыня Морозова" (все три в Третьяковской галерее, в Москве),"Взятие снежного городка, из сибирского быта", "Ермак" (в русском музее имп. Александра III, в СПб.) и "Суворов на Сен Готарде" (там же). Василий Иванович Суриков умер в Москве Покорение Сибири Ермаком 1895г.
Казни стрельцов происходили в Преображенской слободе и в Москве, в разных местах, в том числе у стен Ново-Девичьего монастыря и на Красной площади. Суриков изобразил как место казни - Красную площадь. Она, бывшая ареной многих исторических событий, произвела на него неотразимое впечатление своей стариной еще тогда, когда он ехал из Красноярска в Петербург. На картине изображена Красная площадь около Лобного места. В глубине в утреннем голубоватом тумане высится громада Василия Блаженного. На площади стоят телеги, на них в белых рубахах - приговоренные к смерти стрельцы с зажженными свечами в руках и около каждого - матери, жены, дети.
Историю боярыни Морозовой Суриков впервые услышал в детстве от своей крестной О.М. Дурандиной. Этот потрясающий образ запал в его душу и художественную память
Боярыня Федосья Прокопьевна Морозова, наряду с протопопом Аввакумом, стала символом раскола Русской православной церкви. Именно она, отстаивая старую веру, пошла против самого царя и патриарха Никона, отреклась от всех своих сословных привилегий, от роскоши, в которой жила, богатства, которое имела, пожертвовала сыном и добровольно сравнялась с "простецами". Народ признал ее своей и такой сохранил в памяти, ее образ оживает в песне, в предании... То, что мы видим на картине, произошло 17 или 18 ноября 1671 г. (7180-го по старинному счету "от сотворения мира"). Боярыня уже три дня сидела под стражей "в людских хоромах в подклете" своего московского дома. Теперь ей "возложили чепь на выю", посадили на дровни и повезли в заточение. Когда сани поравнялись с Чудовым монастырем, Морозова подняла правую руку и, "ясно изобразивши сложение перст (старообрядческое двуперстие), высоце вознося, крестом ся часто ограждше, чепию же такожде часто звяцаше". Именно эту сцену "Повести о боярыне Морозовой" выбрал живописец.
На картине Сурикова боярыня обращается к московской толпе, к простолюдинам - к страннику с посохом, к старухе-нищенке, к юродивому, и они не скрывают своего сочувствия вельможной узнице. Так и было: мы знаем, что за старую веру поднялись низы, для которых посягательство властей на освященный веками обряд означало посягательство на весь уклад жизни, означало насилие и гнет. Мы знаем, что в доме боярыни находили хлеб и кров и странники, и нищие, и юродивые. Мы знаем, что люди ее сословия ставили Морозовой в вину как раз приверженность к "простецам". Но был еще один человек, к которому в тот ноябрьский день простирала два перста Морозова, для которого она бряцала цепями. Этот человек - царь Алексей Михайлович. Для царя она была камнем преткновения: ведь речь шла не о рядовой ослушнице, а о Морозовой - это имя громко звучало в XVII веке!
Пейзаж с фигурой брата Вид на Красноярск с сопки
Зубовский бульвар зимой Сибирская красавица. Портрет Екатерины Александровны Рачковской
Портрет неизвестной на желтом фоне Женский портрет