Зубкова Анна 11-Е
Настоящая ее фамилия - Горенко, а псевдонимом стала фамилия бабушки, ведшей род от татарского хана Ахмата. Позже она рассказывала: "Только семнадцатилетняя шальная девчонка могла выбрать татарскую фамилию для русской поэтессы… Мне потому пришло на ум взять себе псевдоним, что папа, узнав о моих стихах, сказал: "Не срами мое имя". - "И не надо мне твоего имени!" - сказала я…" (Л. Чуковская. Записки об Анне Ахматовой). 24 декабря 1903 года она познакомилась с Николаем Гумилевым, он был старше Анны на три года и тоже учился в Царскосельской гимназии. Это знакомство не принесло счастья им обоим, но значительно обогатила русскую поэзию. Часто исследователи склонны обвинять одного из них во многих грехах, а порой и принижать степень его дарования по отношению к другому. 25 апреля 1910 года они обвенчались. Началась новая стадия их взаимоотношений, продолжавшаяся до развода в 1918году. "1 октября родился мой единственный сын Лев". Их брак длился восемь лет, но они постоянно куда-то разъезжались.
Стихи Анна начинает писать рано ( ), в девические годы написала около двухсот. В 1912 году вышел первый сборник Анны Ахматовой "Вечер". Критика отнеслась к нему благосклонно. В марте 1914 года вышла вторая книга - "Четки". В сентябре 1917 года - "Белая стая". 1921год - "Подорожник", "Anno Domini". 30-е годы были в жизни Ахматовой временем тяжелейших испытаний. Репрессии коснулись и ее семьи - был арестован и сослан сын. Это не могло не отразиться в ее творчестве: Муж в могиле, сын в тюрьме, Помолитесь обо мне… Народная трагедия, ставшая и ее личной бедой, даваласилы ахматовской музе. В 1940 году Ахматова пишет поэму-плач "Путем всея земли".
В 1946 году Постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград" лишило ее возможности печататься из-за "нравственного растления молодежи", но ее поэтическая работа никогда не прекращалась. Постепенно она вернулась на печатные страницы. В 1964 году Ахматова была вручена в Италии премия "Этна Таормина", а в 1965 году присуждена в Оксфорде почетная докторская степень. Последней книгой Ахматовой оказался большой сборник "Бег времени", ставший главным поэтическим событием того года и открывший многим читателям весь огромный творческий путь поэта - от "Вечера" до "Комаровских набросков" (1961 год). Лирика Ахматовой, внешне непохожая ни на чью из современников и ни на чью из предшественников, была тем не менее достаточно глубоко укоренена в русской классике. "Ахматова в своих стихах не декламирует. Она просто говорит, еле слышно, безо всяких жестов и поз. Или молится почти про себя. В этой лучезарно - ясной атмосфере, которую создают ее книги, всякая декламация показалась бы неестественной фальшью", - писал ее близкий друг К.И. Чуковский.
Стихи Ахматовой прекрасно ложатся на музыку. Примером этому может служить романс "Темнеет дорога" Александра Вертинского, современника Анны Ахматовой. Но ее творчество не осталось в той эпохе начала XX века, в 80-х годах исполнила песню "Смятение" на слова Анны Ахматовой и музыку Давида Тухманова.
Я научилась просто, мудро жить, Смотреть на небо и молиться богу, И долго перед вечером бродить, Чтоб утомить ненужную тревогу. Когда шуршат в овраге лопухи И никнет гроздь рябины жёлто-красной, Слагаю я весёлые стихи О жизни тленной, тленной и прекрасной. Я возвращаюсь. Лижет мне ладонь Пушистый кот, мурлыкает умильней, И яркий загорается огонь На башенке озёрной лесопильни. Лишь изредка прорезывает тишь Крик аиста, слетевшего на крышу. И если в дверь мою ты постучишь, Мне кажется, я даже не услышу.
Стихотворение написано в 1912 году. Оно является шедевром лирики поэтессы. Её лирическая героиня – не окружённая бытом и сиюминутными тревогами, но бытийная, вечная женщина. Она не совпадает с личностью автора, она – лишь своеобразная маска, представляющая ту или иную грань женской души, женской судьбы. Естественно, Ахматова не переживала всех тех ситуаций, которые присутствуют в её поэзии, просто благодаря своему особому дару сумела воплотить в стихах все ипостаси русской женщины. Современники же неоднократно отождествляли Ахматову-человека с её лирической героиней. В период с 1911 по 1917 год в лирике Анны Андреевной всё более и более настойчиво проявляется тема природы, что было отчасти связано с тем, что этот период жизни она провела в имении своего мужа Слепнёвское. Русская природа описана в лирике Ахматовой с удивительной нежностью и любовью: «шуршат в овраге лопухи», «гроздь рябины жёлто-красной», «лишь изредка прорезывает тишь крик аиста, слетевшего на крышу». В этот период происходит сближение лирической героини с окружающим её миром, который становится более близким, понятным, родным, бесконечно красивым и гармоничным – миром, к которому стремится её душа. Анна Андреевна верила в Бога, была ему верна. Поэтому в этом стихотворении говорится о женщине, которая нашла утешение в Господе. Ясли вчитаться в произведение, то можно разглядеть некий совет: как переносить превратности судьбы. Можно вывести даже формулу: природа, вера и уединение. Анна Андреевна Ахматова – один из замечательных поэтов нашего времени. Её исключительное лирическое дарование не только тонко передавало душевные состояния человека, но и чутко откликалось на большие события народной жизни.