Знакомство с поэзией разных авторов 19 века повторение изученного по истории и теории литературы развитие умений определять тему, основную мысль, мотив лирического произведения развивать умения самоконтроля Цель
Вспомним Какое произведение называем лирическим ? Кого называем лирическим героем ? Что такое тема ? Основная мысль ? Движение мысли Образный ( предметный ) ряд Как ? лексические средства синтаксические средства интонационные особенности фонетические особенности рифма, ритм, строфа
Теоретические понятия Тема Лирический герой РИТМ Рифма СТРОФА Основная мысль Лирическое произведение * лексические средства * синтаксические средства интонационные особенности фонетические особенности
Теоретические понятия Тема – ТО, О ЧЁМ ГОВОРИТСЯ в произведении Лирический герой – герой лирического произведения, чьи мысли, переживания и чувства отражены в нём. рифма – повтор звуков, связывающих окончания строк в стихотворении. РИТМ - повторяемость в стихотворной речи однородных звуковых особенностей: ударений, пауз. СТРОФА – стихи, объединённые рифмой, образующие единство. Основная мысль – это ответ на вопрос: «Зачем создан текст?» Лирическое произведение – художественное произведение, рисующее состояние характера героя в определённый момент жизни лексические средства – используемые автором слова в определённом значении и окраске. синтаксические средства – используемые автором разные по строению предложения. интонационные особенности – особенности интонации при произношении, фонетические особенности - используемые особенности написания и произношения слов
Читаем и осмысливаем Прочитать и выбрать для выразительного чтения одно из предложенных стихотворений на стр Выразительное чтение и анализ тематики лирических произведений Класс по ходу чтения и анализа заполняет таблицу : Отражение исторических событий Воспоминания о прошлом, былом Мотивы прошлого, былого в лирике 19 века
Мотивы былого в лирике 19 векаЯ знаюЯ умею Произведения поэтов 19 века об историческом прошлом Определять тему основную мысль мотив Особенности раскрытия темы воспоминаний о прошлом в творчестве поэтов 19 века Лексические средства выразительности эпитеты метафоры сравнения олицетворения
Мотивы былого в творчестве В. М. Васнецова Будущий художник родился в далеком вятском селе Лопьял. Его отец священник. Мать умерла рано. « Думаю, не ошибусь, когда скажу, что сказки стряпухи и повествования бродячих людей заставили меня на всю жизнь полюбить настоящее и прошлое моего народа. Во многом они определили мой путь, дали направление моей будущей деятельности », - писал Васнецов. Отец, сам широко образованный человек, старался дать детям разностороннее образование, развить в них пытливость и наблюдательность. в семье читали научные журналы, рисовали, писали акварелью. Бабушка Ольга Александровна в молодости увлекалась живописью. У будущего художника дух захватывало от счастья, когда бабушка открывала крышку старого сундучка, где находились краски. Мальчик рано начал рисовать. По окончании Вятской духовной семинарии поступил в Петербург в Академию художеств, где получил две серебряных медали. В 1875 г. Виктор Михайлович покинул Академию : « Хотелось писать картины на темы из русских былин и сказок, а они, профессора, этого желания не понимали. Вот мы и расстались »..
Вспомните, как называется эта картина ? Аленушка в лесу жила, Аленушка смугла была, Глаза у ней горячие, Блескучие, стоячие … И. А. Бунин
Кто здесь изображён ? В каких художественных произведениях вы с ними встречались ?
Какое историческое событие запечатлел художник ?
Витязь на распутье.1882 г.
Что роднит произведения искусства и литературы ? Ответьте на вопрос