Коробковой О.Е. Авторская разработка учителя истории ГБОУ лицея507 Коробковой О.Е.
1. Общие особенности. Период – XVII – начало XIX века. Обращение к темам, образам, мотивам античности. Использование аллегории - иносказания (отражение отвлеченного понятия через конкретный образ). Идеи гражданского долга, подчинения интересов личности обществу подчинение личного общему, страстей – разуму, долгу. Большая роль линий, форм, светотени, цвета, уравновешенность композиции. Появляется система жанров: высокие: исторический, религиозный, миф; низкие: портрет, пейзаж, натюрморт.
Большую роль в формировании правил живописи и скульптуры сыграла Королевская академия живописи и скульптуры (Париж, 1648 г.) Людовик XIV ( ) – король Франции, правил 72 года ( ) Царствование Людовика время усиления военной мощи Франции, политического веса и интеллектуального престижа, расцвета культуры, вошло в историю как Великий век. Пьер Миньяр. Людовик XIV, 1695
2. Никола Пуссен ( ) – основоположник классицизма в живописи. Великий французский художник XVII в. Долгое время жил и работал в Риме – 1642 – работал в Лувре. Создал 350 картин, около 1000 рисунков. Большое внимание уделял пейзажу, исторической, мифологической тематике.
Смерть Германика (1627) Написана в Риме на сюжет древнеримской истории. Герой картины, племянник и приемный сын императора Тиберия, прославился своими полководческими подвигами, покоряя германские народы, за что был прозван Германиком. Полководца любили солдаты и народ. Растущая слава Германика вызывала зависть врагов. Друзья, жена и дети скорбят у постели коварно отравленного воина, а тот призывает их не поддаваться чувству мести.
Танкред и Эрминия (1630-е) Картина на сюжет поэмы итальянского поэта XVI века: Эрминия – дочь царя, мусульманка полюбила рыцаря Танкреда. Он ранен на поле боя, и она отсекает свои волосы, чтобы перевязать его раны.
Аркадские пастухи ( ) Пастухи стоят возле могилы с надписью "Et in Arcadia ego" - "И я был в Аркадии". Лежащий под этим надгробием тоже когда-то жил в счастливой Аркадии (область в Греции), но и там смерть нашла его. Тема бренности земного существования и неизбежности смерти.
Четыре времени года. Лето.
3. Клод Лоррен. ( ) Французский живописец и график. Родился в семье крестьянина в Лотарингии. Мастер «идеального», лирического пейзажа. Пейзаж с Аполлоном и Меркурием.
Вилла в римской Кампанье
Морская гавань на восходе Изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от теплых цветов переднего плана к холодным дальнего, большая роль свето-воздушной среды.
Вечер (1651) Внимание сосредоточено на меняющемся в течение суток солнечном свете. Замыкающие вид с боков «кулисы» деревьев или зданий.
Пейзаж с нимфой Эгерией и царем Нумой, 1669
4. Жак Луи Давид ( ). Основоположник революционного классицизма. - Родился в Париже, учился во Франции и Италии. Копировал художников Возрождения, посещал раскопки в Неаполе – член Якобинского клуба, знаком с Маратом и Робеспьером – арестован и посажен в тюрьму. - с 1797 г. – ярый приверженец Наполеона. «Бонапарт – мой герой, мой кумир, и я не стыжусь признаться в этом!» - Давид – самый известный художник своего времени. С изгнанием Наполеона художник тоже уезжает из Франции.
Клятва Горациев Сюжет: Рим враждует с соседним городом. Разрешить конфликт должен поединок между римлянами – братьями Горациями – и братьями Куриациями из Альба-Лонги. После боя остался в живых лишь один из Горациев. Картину восприняли как символ борьбы за правое дело, как призыв к оружию.
Смерть Марата Идеолог революции Марат запечатлевается в образе истинного мученика. Микеланджело. Пьета
Портрет мадам Рекамье, 1800
С 1804 г. – «первый художник Наполеона». Коронация Наполеоном I Жозефины х 970 см, Лувр, Париж
Портрет Наполеона I
5. Классицизм в скульптуре. Жан Антуан Гудон ( ) Франсуа ВольтерТомас Джефферсон