Презентация к уроку « Однородные члены предложения. Обобщение ». Цель урока : обобщить и закрепить пройденный материал ; формировать умение расстановки знаков препинания в предложениях с однородными членами ; рассмотреть сложные случаи.
Верные – неверные утверждения. Однородные члены в предложении всегда выделяются запятыми. Подлежащее и сказуемое никогда не могут быть однородными. Однородные члены с повторяющимися союзами разделяются запятыми. Неверно Неверно Верно.
Верные – неверные утверждения Верные – неверные утверждения Верно Неверно Верно неверно Не разделяются запятой фразеологические обороты с повторяющимися союзами. Перед союзом И всегда ставится запятая. Между неоднородными определениями запятая не ставится. После обобщающего слова всегда ставится тире.
Задание. Подчеркнуть однородные члены, определить, какими членами предложения они являются. Расставить запятые. 1. Он любил степи и широкие реки и дремучие леса своей родины но больше всего любил он её людей. 2. Татьяна верила преданьям простонародной старины и снам и карточным гаданиям и предсказаниям луны. 3. И жизнью своей и смертью своими книгами и письмами Сент - Экзюпери сумел о многом расссказать.
Наблюдение над языком. Какой союз соединяет однородные члены ? Долго ль мне гулять на свете То в коляске, то верхом, То в кибитке, то в карете, То в телеге, то пешком ?
В каких примерах не нужна запятая перед союзом ДА. 1. Отсталый да ленивый всегда позади. 2. Снайпер бьет редко да метко. 3. Много прочел да мало учел. 4. Щи да каша - пища наша.
Вставить в предложения однородные члены. 1. Весной в лесах поют мастера птичьих песен ….. 2. Туман накрыл всё ….
Вставить в предложения обобщающие слова. 1. Луг, поле, деревья … было покрыто снегом. 2. Ни холод, ни дождь … не могло остановить отца.
Раскрыть содержание обобщающих слов, подобрав к ним однородные члены. 1. Луговые цветы …. пахнут по - особенному. 2. Осенью деревья …. одеваются в разноцветный наряд.
Проблемная ситуация. Сопоставить предложения, объяснить знаки препинания. 1. Лесть, ложь, предательство – самые отвратительные пороки. Лесть, ложь, предательство – все самые отвратительные пороки были в этом человеке. 2. Иванов, Николаев и Смирнов – отличники нашего класса. На смотр поехали Иванов, Николаев и Смирнов – все отличники нашего класса. 3. Береза, рябина, клен, черемуха – лиственные деревья. Береза, рябина, клен, черемуха – все эти лиственные деревья высажены возле наших домов.
Решение проблемной ситуации. 1. Разобрать предложения по членам. 2. Выяснить, какую роль выполняет слово ВСЕ в предложениях. 3. Сопоставить, вывод о постановке ТИРЕ в предложениях.
Сложные случаи ! Каждая мелочь : разбитый цветочный горшок позабытая фотография, старая кукла или лошадка без гривны, осколки чашки или тарелки – все напоминало ему о далеком детстве. Запомнить ! Если обобщающее слово в предложении повторяется дважды ( перед однородными членами и после них ), то после первого обобщающего слова ставится двоеточие, перед вторым – тире. Составить схемы 2,3,4,5 предложений. ( Смотри карточки )
2.,..,,.
Заключение. Возвращаемся к нашим « верным и неверным » утверждениям. Сравниваем наши ответы в начале урока и в конце. Что изменилось ? Мы были правы ?
Проверочная работа. Тест.
Спасибо за урок !!!