Шамиль (26 июня 1797 года, Гимры, ныне Унцукульский район, ( Западный Дагестан )4 февраля 1871 года, Медина ( ныне Саудовская Аравия ) предводитель кавказских горцев, в 1834 признанный имамом теократического государства Северо - Кавказский имамат, в котором объединил горцев Западного Дагестана и Чечни, а затем и Черкесии. До заключения перемирия при штурме Гуниба в 1859 князем Барятинским энергично вёл борьбу против Российской империи. Перевезённый в Калугу, а затем в Киев, получил наконец обещанное ещё на Гунибе разрешение совершить паломничество Хадж в Мекку, затем в Медину, где и умер.
По национальности аварец, родился в селении Гимры ( Генуб ) общества Хандалал Кавказской Аварии ( Унцукульский район, западный Дагестан ) 26 июня 1797 года, по мусульманскому календарю первого числа месяца мухаррам, то есть в первый день Нового года. Некоторые авторы высказывают версию о кумыкском происхождении предков Шамиля, при этом опираются на биографический очеркЧичаговой М. Н.
Мальчику в честь деда дали имя Али. Ребенком он был худ, слаб и часто болел. По народному поверью горцев в подобных случаях предписывалось переименовать ребёнка. Ему решили дать имя « Шамиль » в честь дяди, брата его матери. Маленький Шамиль начал поправляться и впоследствии сделался крепким, здоровым юношей, изумлявшим всех своей силой. В детстве отличался живостью характера и резвостью ; был шаловлив, но ни одна шалость его не была направлена кому - нибудь во вред.
В набегах Гази - Мухаммада против ханов Аварии, преданных русскому правительству, принимал деятельное участие и Шамиль. Вскоре твердость характера, усердие в деле Газавата, равнодушие ко всем благам мира, безукоризненная нравственность, честность, поселили в горцах высокое уважение к Шамилю и он сделался правою рукою имама Гази - Мухаммада. Шамиль был глубоко предан учителю и быстро исполнял повеления своего имама. Начало тридцатых годов было самое тревожное на Кавказе. Осажденный вместе с имамом Гази - Мухаммадом в 1832 году войсками под начальством барона Розена в башне близ родного селения Гимры, Шамиль успел, хотя и страшно израненный, пробиться сквозь ряды осаждающих, тогда как имам Гази - Мухаммад, первым бросившийся в атаку, погиб.
Шамиль соединил под своей властью все общества Западного Дагестана ( аваро - андо - цезские джамааты и чеченские ). Опираясь на учение ислама о газавате, трактуемом в духе войны с неверными и приложеной к ней борьбе за независимость, он старался объединить разрозненные общины Дагестана и Черкесии на почве ислама. Для достижения этой цели, он стремился к упразднению всех порядков и учреждений, основанных на вековых обычаях адат ; основой жизни горцев, как частной, так и общественной, он сделал шариат, то есть основанную на тексте Корана систему исламских предписаний применяемую в мусульманском судопроизводстве. Время Шамиля называлось у горцев временем шариата, его падение падением шариата
В х годах Шамиль одержал ряд крупных побед над русскими войсками. Однако в 1850 х годах движение Шамиля пошло на спад. Накануне Крымской войны годов Шамиль в расчете на помощь Великобритании и Турции активизировал свои действия, но потерпел неудачу. Заключение Парижского мирного договора 1856 года позволило России сосредоточить против Шамиля значительные силы : Кавказский корпус был преобразован в армию ( до 200 тысяч человек ). Новые главнокомандующие генерал Николай Муравьев ( ) и генерал Александр Барятинский ( ) продолжали сжимать кольцо блокады вокруг имамата. В апреле 1859 года пала резиденция Шамиля аул Ведено. А к середине июня, были подавлены последние очаги сопротивления на территории Чечни. После того, как Чечня была окончательно присоединена к России, война продолжалась ещё почти пять лет. Шамиль с мюридами бежал в дагестанский аул Гуниб. 25 августа 1859 года Шамиль вместе с 400 сподвижниками, был осаждён в Гунибе и 26 августа ( по новому стилю 7 сентября ) сдался в плен на почётных для него условиях ( см. Взятие Гуниба )
После приема в Петербурге императором ему была отведена для жительства Калуга. В августе 1866 года в парадной зале Калужского губернского дворянского собрания Шамиль вместе с сыновьями Гази - Магомедом и Магомедом - Шапи принес присягу на верноподданство. России Спустя 3 года, Высочайшим Указом Шамиль был возведён в потомственное дворянство. В 1868 году зная, что Шамиль уже немолод и калужский климат не лучшим образом сказывается на его здоровье, император решил выбрать для него более подходящее место, каковым стал Киев. В 1870 году Александр II разрешил ему выехать в Мекку для паломничества. После совершения хаджа, Шамиль посетил Медину, где и скончался в феврале 1871 года. Похоронен в Медине на кладбище Аль - Бакия ( ныне Саудовская Аравия
После смерти отца мать Шамиля вышла замуж за Денгау Мохаммеда. В этом браке была рождена дочь Фатимат, бывшая замужем сначала за Магомою, а впоследствии за Гимринским Хамулатом, убитым при взятии старого Дарго в 1845 году. Фатимат погибла при взятии русскими войсками крепости Ахульго в 1839 году. Она бросилась в реку Койсу, чтобы не попасть в руки неверных, по приказанию Шамиля, и утонула. От Фатимат осталась дочь Меседу, которая была замужем два раза за Алм - Магометами ; От первого мужа у неё был сын Гамзат - Бек, отправленный в 1838 году аманатом в Россию. У Шамиля было пять жен. Одна из них, Шуанет была урождённой Анной Ивановной Улухановой, армянкой по происхождению
« Имам Шамиль является национальным героем для всех дагестанцев и всех мусульман Кавказа. Но значение героизма имама Шамиля является смешением джихадисткого значения и национального. Промосковское правительство проявляет уважение к нему как к национальному герою, который боролся против царя. Они даже изменили название самой большой улицы в Махачкале с Калинина на Имама Шамиля », писал Айман аз - Завахири