Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели Повторить определение алгоритма, его свойства и виды. Вспомнить понятие модели и дать определение алгоритмической модели Научиться представлять любую деятельностную модель в виде алгоритма графическим образом. Научиться представлять любую деятельностную модель в виде алгоритма графическим образом. Вспомнить основные формы представления алгоритма в виде блок-схем на примере моделирования сказки «Колобок». Вспомнить основные формы представления алгоритма в виде блок-схем на примере моделирования сказки «Колобок».
Слово «алгоритм» происходит от латинского написания имени арабского математика аль-Хорезми (Algorithmi), впервые описавший правила выполнения четырёх арифметических действий. 9 век н.э.
Исполнитель алгоритма Исполнитель алгоритма – человек или устройство (в частности, процессор ЭВМ), умеющий выполнять определённый набор действий. Исполнитель является средством реализации алгоритма.
Исполнитель ФормальныйНеформальный
Информационная модель - Информационная модель - это описание в той или иной форме объекта моделирования. Объектом моделирования Объектом моделирования являются целенаправленные действия исполнителя.
Исполнитель алгоритма Среда исполнителя Система допустимых действий исполнителя Система команд исполнителя - СКИ
Система команд исполнителя – набор понятных исполнителю команд.
Среда – это обстановка, в которой работает исполнитель.
Алгоритм – это строгая и четкая последовательность действий, выполнение которых приводит к определенному результату.
1.Ориентированность на конкретного исполнителя. 2.Понятность для исполнителя (алгоритм составляется в соответствии с системой команд исполнителя). 3.Точность (каждая команда должна определять однозначное действие исполнителя). 4.Конечность (наличие конца алгоритма через конечное число шагов). 5.Результативность (получение нужного результата по окончанию алгоритма). 6.Массовость (применимость для широкого класса задач). 7.Формальность исполнения (во время исполнения алгоритма исполнитель не должен задумываться над сутью выполняемых действий)
Словесный Алгоритмический Графический На языке программирования
1. Словесный (описание алгоритма с помощью слов русского языка). Пример. Алгоритм включения компьютера. 1.Подойти к компьютеру. 2.Включить монитор. 3.Включить системный блок.
2. Запись на алгоритмическом языке Пример. Алгоритм нахождения минимального из двух введенных чисел. Начало Ввод числа х Ввод числа у Если х
3. Блок-схема (Графическое представление алгоритма) Блок-схемы являются одним из графических способов представления алгоритмов. Блок-схема состоит из блоков, соединенных линиями. Чаще всего используются блоки следующих типов:
4. Программа (запись алгоритма на языке программирования) Пример. Определение четности введенного числа.
Группа шагов алгоритма, выполняемых последовательно друг за другом без каких-либо условий, называется линейной последовательностью. На рисунке изображена линейная последовательность, состоящая из двух шагов.
Ветвление представляет собой алгоритмическую конструкцию, в которой выполнение того или иного шага зависит от истинности условия. Говорят, что конструкция «ветвление» записана в полной форме, если в ней присутствуют команды как для случая истинного условия, так и для его ложности. Если в ветвлении присутствуют действия только для истинности или только для случая ложности условия, то говорят, что она записана в неполной (в сокращенной) форме
Цикл представляет собой алгоритмическую конструкцию, в которой многократно выполняется одна и та же последовательность шагов, называемая телом цикла. Каждое однократное исполнение цикла называется итерацией. Если тело цикла будет выполнено N раз, говорят, что произведено N итераций.
Различают циклы с проверкой условия перед выполнением очередной итерации и циклы с проверкой условия после выполнения очередной итерации. Первые называются циклами с предусловием, вторые – с постусловием
Алгоритмическая конструкция называется вложенной, если она содержится внутри другой алгоритмической конструкции. На рисунке команда ветвления вложена в цикл.
Задание 1. Определите значение целочисленной переменной х после выполнения следующего фрагмента блок- схемы (см. рис.) 1)1; 2)5; 3)10; 4)15.
Задание 2. Определите значение целочисленных переменных x, y и t после выполнения фрагмента программы (ниже представлена одна и та же программа, представленная на разных языках программирования): 1)x=2; y=5; t=5; 2)x=7; y=5; t=5; 3)x=2; y=2; t=2; 4)x=5; y=5; t=5.
Практика на компьютере. Составьте блок-схему к пословицам: 1. Ученье свет, не ученье тьма. 2. Нелегко в ученье, легко в бою.