Формат задания А А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1) В неясном, рассеянном свете ночи открылись перед нами ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЕ и прекрасные перспективы Петербурга: Нева, набережная, каналы, дворцы. 2) Железо, хром, марганец, медь и никель являются КРАСОЧНЫМИ веществами, компонентами многих красок, созданных на основе этих минералов. 3) ДИПЛОМАТИЧЕСКИЕ отношения между Россией и США были установлены в 1807 году. 4) Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и здоровье человека.
Проверяемые элементы содержания КИМ А Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Вспомним теорию Слово основная единица языка, служащая для называния предметов, признаков, действий и отношений между ними. Любое слово обладает лексическим значением, т. е. смысловым содержанием, одинаково понимаемым людьми, говорящими на данном языке.
Задание А2 проверяет умение различать лексическое значение слов-ПАРОНИМОВ, употреблять их в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости Паронимы (от греч. para рядом, возле и onoma имя) это однокоренные слова одной части речи, близкие по звучанию, но имеющие разные лексические значения, например: прогрессивный прогрессирующий, злой злостный, водный водяной и т. д.
В устной и письменной речи нужно особенно внимательно следить за правильным употреблением слов-паронимов, поскольку их близкое строение (один корень, одна часть речи, похожий состав слова) и часто достаточно близкое значение создают предпосылки для ошибок: один пароним, неправильный, используется вместо другого, правильного. Например, в высказывании Я работаю каждый будничный день ошибочно использовано слово будничный со значением «обыденный, заурядный, каждодневный» вместо его паронима будний со значением «рабочий день недели».
Чтобы избежать ошибок, связанных с употреблением слов-паронимов, необходимо запоминать их значения, не пропускать трудные случаи, обращаться к толковым словарям, пытаться вспомнить как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы очевиднее проступило их различие
Словари паронимов русского языка
Как выполнить задание А2 При работе с этим заданием помни о лексической сочетаемости слов. Лексическая сочетаемость - способность слова употребляться совместно с другим словом в речевом отрезке. Границы сочетаемости в значительной степени определяются смысловыми особенностями слова, его значением.
Комментарии Возможные трудности Добрые советы Кажется, что во всех вариантах ответа выделенное слово употреблено правильно. Здесь можно предложить 3 стратегии действий. Стратегия 1 : «Различаем значения паронимов». Попытайтесь вспомнить (и выпишите) как можно больше сочетаний слов с каждым из паронимов, чтобы более четко проступило различие их значений. Стратегия 2: «От противного». Исключите из рассмотрения те варианты ответа, где сочетания с выделенным словом кажутся вам привычными, часто употребляемыми. Окончательный ответ ищите в оставшихся вариантах. Стратегия 3 : «Подстановка». Подставьте вместо выделенного слова в вариантах ответа второй пароним (он указан в формулировке задания). Выберите вариант ответа, в котором он окажется уместен.
Комментарии Возможные трудности Добрые советы Нелегко бывает различить по значению паронимы- прилагательные на …СКИЙ и …НЫЙ (зрительский, зрительный; дипломатическ ий, дипломатичный и т.п.). Универсального совета здесь дать нельзя, но во многих случаях помогут следующие сведения. Прилагательные на …-СК- ИЙ часто образованы от слов, имеющих значение лица, и толкуются через эти слова (в отличие от прилагательных на НЫЙ): зрительский относящийся к зрителям (ср. зрительный), исполнительский относящийся к исполнителям (ср. исполнительный), воинский относящийся к воинам (ср. военный), горский относящийся к горцам (ср. горный). Прилагательные на …ЧЕСКИЙ обозначают прямую отнесенность к какой-либо области деятельности, предмету, а однокоренные прилагательные на …ЧНЫЙ имеют значение «не относящийся напрямую к данному предмету (области), но обладающий некоторыми его признаками». Экономический экономичный; гигиенический гигиеничный; артистический артистичный; технологический технологичный; дипломатический дипломатичный; демократический демократичный.
"Одеть" - значит "покрыть или снабдить КОГО- НИБУДЬ одеждой". Девочка одевает куклу, мать одевает дочку, а отец одевает и обувает всю семью.
Теперь попробуем НА СЕБЯ что-нибудь надеть. Давайте шляпу наденем, пальто наденем. Не хотите пальто? Ну ладно, тогда плащ. Да очки не забудьте надеть, особенно если в кино собираетесь. "Надеть" - это "покрыть СЕБЯ или часть СВОЕГО тела какой-нибудь одеждой". "надеть" и "одеть". "надеть" или "одеть".?
Комментарии Возможные трудности Добрые советы Будьте внимательны: различайте значения «трудных» паронимов ОДЕТЬ и НАДЕТЬ. ОДЕТЬ кого-то (здесь в винительном падеже стоит одушевленное существительное). НАДЕТЬ что-либо (здесь в винительном падеже стоит неодушевленное существительное).
При подготовке к выполнению задания А2 можно обратиться к Словарю паронимов-онлайн на портале по адресу: e=2&PHPSESSID=8a9c34bee18fe148ff85 1d2513cd5e9e. e=2&PHPSESSID=8a9c34bee18fe148ff85 1d2513cd5e9e С этим словарём очень удобно работать.
Потренируемся?!
А2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1.В день, когда мне исполнилось восемь лет, родители подарили мне коньки, тёплые ботинки и абонемен т на каток. 2.Иванов потянулся и вздохнул в себя ледяной воздух улицы 3.Абстракция даёт возможность познать природу и общество глубже и полнее, чем простое чувственное восприятие. 4. У Анны Павловны говорили с недоумением об успехах Бонапарта и видели… в его успехах злостный заговор.
А2-2. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1.На ней было простое, буднее платье 2.Но в монастырскую иглу игривый луч не проникал. 3.Татарин, разливавший игристое вино по рюмкам, с улыбкой удовольствия поглядывал на Степана Аркадьевича. 4.Она читала вслух Толстого, Тургенева, и … мы часто засыпали под тихий мелодичный голос мамы.
А2-3. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1. Мужает человек – мудреет умом и опытом. 2. Мои ноги ноют от тупой мучительской боли. 3. Работа на пришкольном участке развивает наблюдательские способности. 4. Я почувствовал на себе его недружелюбный и наблюдательный взгляд.
А2-4. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1.В мастерской установили новый надувательный прибор. 2.Он даже не потрудился изменить свои надувательные приёмы. 3.Остап продолжал появляться на наших поэтических вечерах. 4.У неё была сценичная наружность, гибкий голос, понимание сцены.
А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено верно? 1.У девушки сценическая наружность, большой талант. 2.После сытого обеда Париж кажется веселее. 3.Свою материальную поддержку она старалась оказывать в тактической и искренне дружеской форме. 4.Мы продолжали жить на съёмной квартире
А2-5. В каком варианте ответа выделенное слово употреблено неверно? 1.Я вполне типичный представитель своего времени. 2.Жужжало веретено в её ловких руках. 3. С брега с криком и визгом прыгали в воду купальники. 4.Ханы и шахи выезжали на газелей с ловчими гепардами.
Литература, интернет-ресурсы 1. ticle&id=202:page&catid=12:exzamenhtml&Itemid=10http:// ticle&id=202:page&catid=12:exzamenhtml&Itemid= a9c34bee18fe148ff851d2513cd5e9ehttp:// 8a9c34bee18fe148ff851d2513cd5e9e Загоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть АЗагоровская О. В. Русский язык. Готовимся к ЕГЭ. Часть А 8.Словарь паронимов c cb71793b guest/FS288-5/paronym.rar ? c cb71793b guest/FS288-5/paronym.rar ?