Чтение – основа учения. Оптимальная скорость чтения – это чтение со скоростью разговорной речи (скорость чтения выпускника начальной школы – 100 – 120 слов в минуту). От скорости чтения зависит процесс развития и умственная работоспособность.
Как же двигаться к тому, чтобы ребенок читал быстро, но при этом осознанно, правильно и выразительно. На уроках, чтобы учащиеся правильно читали с меньшей затратой сил и быстрее овладевали разными приемами чтения, совершенствовали навыки осознанного чтения, им даются определенные ориентиры, составляются «памятки», «правила». Памятка «Учись читать правильно» Следи, чтобы глаза двигались по строчке; старайся не возвращаться к чтению прочитанного слова, если его понял; при чтении будь внимательным к каждому слову; старайся понять, о чем читаешь; читай ежедневно вслух и про себя.
На развитие четкости произношения (чистоговорки, скороговорки); Развивающие скорость чтения вслух, умение угадывать последующий текст; В первом классе очень помогает работа с таблицей согласных С Д Б Г Р Т Р С Р В К З Н Д Н Н Г Д З Б П Ж Р В Р Г Л Г М Р Л П Р З Н З Н Т Н Т Н С К Л П Г Д Р Ж Р
«Жужжащее» чтение; чтение трудных слов с доски или таблицы с последующим объяснением значения этих слов; ролевое чтение с инсценировкой; синхронное чтение «буксиром»; «Игра в прятки»; «Мнимое слово»; «Чтение за диктором»; хоровое чтение; придумать к рассказу свой конец, сравнить с авторским; взрослый, ставя проблемный вопрос, для ответа на который у ребенка нет необходимых знаний, предлагает найти ответ на него в тексте.
Столбик слов; читать скороговорки, каждый раз увеличивая темп; выбрать из текста слова, в которых 4 – 5 слогов, научиться их проговаривать; игра «Фотоглаз»; найти нужную строку в тексте; сравнение скорости чтения известного текста и неизвестного; чтение за взрослым; за одну минуту найти в тексте слова на какую – либо букву.
Продолжайте читать ребенку его любимые книжки; помогите через вопросы усвоить, о чем и о ком в тексте говорится, какие слова повторяются, какое слово не понятно; обязательно похвалите; помните, что важна не длительность, а частота тренировок; сделайте чтение для ребенка необходимым в жизни навыком; используйте прием параллельного чтения; чтение перед сном; игра «Веселая гусеница» Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
Один корабль обошел вокруг света и возвращался домой. Была тихая погода, весь народ был на палубе. Посреди народа вертелась большая обезьяна и забавляла всех. Обезьяна эта корчилась, прыгала, делала смешные рожи, передразнивала людей, и видно было она знала, что ею забавляются, и оттого еще больше расходилась. Она подпрыгнула к 12-летнему мальчику, сыну капитана корабля, сорвала с его головы шляпу, надела и живо взобралась на мачту. наложение решетки на текст;
таблицы Шульте
Уважаемые родители! Известный педагог В. А. Сухомлинский писал: « Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя ». Только совместными усилиями школы и семьи можно добиться того, чтобы Ваш ребенок полюбил книгу. Практикуя различного рода задания в школе и дома наши ученики, Ваши дети, научатся хорошо читать, а значит любить книгу.