Тема урока. Категория переходности-непереходности. Возвратные глаголы. 1.Познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами (значение, морфологические признаки) 2.Формировать учебно-языковые умения со ставлять глагольные словосочетания с зависимыми существительными. Оборудование: ноутбук, проектор, презентация
Тема урока. Глаголы переходные и непереходные.
Костя защищает проект. Он показывает медали.
Мальчики играли Девочки убежали (от кого?) от собаки (Р.п., с предлогом) (к кому?) к маме (Д.п., с предлогом) (с чем?) с книгами (Т.п., с предлогом) (в чём?) в спортивной форме (П.п., с предл.) (во что?) в футбол. (В.п., с предлогом) (с кем?) с гимназистами (Т. п, с предлогом) (чем?) мячом (Т.п., без предлога) (в чём?) в бутсах (П.п., с предлогом)
Глаголы, которые управляют существительными в В.п. без предлога, называются переходными. Остальные глаголы – непереходными. Пер. гл.
Встать с левой ноги Высунуть язык Отбился от рук Задать головоломку Идти в гору Подобрать ключик Вдохнуть жизнь Выйти из себя
Серёжа нашёл грибы. Серёжа нашёл грибов. не (В.п. без предл.) (Р.п.) защитил проект (В.п. без предлога) не защитил проекта (в Р.п.) терять время (В.п. без предлога) не терять времени (в Р.п. ) При отрицании винительный падеж заменяется родительным, но глагол при этом не теряет переходности.
дайте книгу принесите тетрадь взвесьте грушу взвесьте груш отрежьте сыра действие переходит не на весь предмет, а только на его часть В. п. без пр. Р. п.(часть)
Переходные глаголы 1. если глагол способен управлять существительным в В.п. без предлога: выучил правило (В.п., без предлога) 2.если при таком глаголе есть отрицательная частица НЕ и дополнение в родительном падеже без предлога: читал рассказ НЕ читал рассказа (НЕ + Р.п); 3.если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: принести огонь принести огня (часть) Переходные глаголы 1. если глагол способен управлять существительным в В.п. без предлога: выучил правило (В.п., без предлога) 2.если при таком глаголе есть отрицательная частица НЕ и дополнение в родительном падеже без предлога: читал рассказ НЕ читал рассказа (НЕ + Р.п); 3.если действие переходит не на весь предмет, а только на его часть: принести огонь принести огня (часть) ГЛАГОЛГЛАГОЛ В.п. без предлога НЕ + Р.п. без предлога (часть предмета )
Определите переходность-непереходность глаголов Не путайте винительный падеж с родительным. Задавайте два вопроса! (кого? что?) (кого? чего?) отрезать хлеб - есть без хлеба узнать у товарища - обрадовать товарища встретить соперника - выиграть у соперника знать правила - не знать правил прочитать про грибы - не заметить гриба
- Вспомните, как называются глаголы с суффиксом - ся? - На что направлено действие возвратных глаголов? - А на что направлено действие переходного глагола? - Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными? Сравните: Ваня одевается. Ваня одевает брата. Запомни: все возвратные глаголы – непереходные
Подошёл, подумал, взял, исчез Игра «Четвёртое лишнее» Кричать, купить, белеть, стоять. Любит, думает, стонет, сидит. Волноваться, одеваться, падать, косить.
Составьте и запишите словосочетания, используя материал для справок. Обозначьте переходные глаголы буквой п., непереходные - буквой н. Образец: сооружать (что?) плотину Строить (что?) Смеяться (над чем?) Поднимать краном (что?) Не спросил (чего?) Выписать (чего?) Стоять (на чём?) Не чувствовать (чего?) Спешить (к кому?) Для справок: мама, железобетонный блок, анекдот, подмостки, усталость, электростанция, совет, гречка
- От чего может зависеть переходность глаголов? - Какие глаголы называются переходными? - Как соотносятся категории переходности и возвратности?