Особенности языка народа коми Светлана Витальевна Матюшева учитель коми языка МОУ «СОШ 12» г. Воркута.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Подготовка к 1 классу Ребёнок 5-7 лет. -Нужно знать 2 арифметических действий «- » и «+» -Знать цифры от 1 до 10 -Знать буквы -Уметь читать слоги -И уметь писать.
Advertisements

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъ ы Ь Ээ Юю Яя.
Русский язык! Будь грамотным!. Русский алфавит Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя Аа Бб Вв.
1 Branko Tošović SLAWISCHE SRIFTSYSTEME BULGARISCHБЪЛГАРСКИЕЗИК.
Урок письма Успехов всем и хорошего настроения!. Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя.
ЛУГА - ЛУГ ПРУДЫ – ПРУД ГРУЗДИ -ГРУЗДЬ ЛЁЖА – ЛЕЖУ ЛЕС – ЛЕСА ЛИС – ЛИСА ПЕТЬ - ЗАПЕВАЮ.
двоР гоРы Речка беРег тундРа Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии Йй Кк Лл Мм Нн Оо Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ ъ ы ь Ээ Юю Яя.
Правила по русскому языку Учитель русского языка Каликова Г.М. Алгинской школы –сад 1 Актюбинской области Республики Казахстан.
Гласные и согласные В русском языке 33 буквы. Гласных букв -10 (выделены красным цветом), Согласных -21. Буквы Ь и Ъ – это просто значки для обозначения.
Каллиграфическая минутка Пиши четко и разборчиво!.
БукваНазвание буквыБукваНазвание буквыБукваНазвание буквы Аа а Лл эль Цц це Бб бэ Мм эм Чч че Вв вэ Нн эн Шш ша Гг гэ Оо 0 Щщ ща Дд дэ Пп пэ Ъъ твёрдый.
Фонетика ЭТО РАЗДЕЛ НАУКИ О ЯЗЫКЕ, В КОТОРОМ ИЗУЧАЮТСЯ ЗВУКИ ЯЗЫКА, УДАРЕНИЯ, СЛОГ.
Aa ананас Бб бананы Вв виноград Гг гусь Дд дятел.
Фролова Н.И., заместитель директора по УВР, МБОУ НОШ 5.
МБОУ СОШ 3 Учитель начальных классов Высшая квалификационная категория Стаж работы-30 лет КРУТИКОВА В.Н.
Русский язык. 1 класс. «Упражнения в расположении слов в алфавитном порядке»
Финно-угры.Финно-угры.. Марийцы – народ, относящийся к уральской языковой семье, являются частью финно-угорской группы народов.
Существительное Прилагательное Местоимение Числительное Союз ЧастицаПредлог Наречие Деепричастие Глагол Причастие.
Рекомендации по работе со схемами Схемы по орфограммам для учащихся 1-4 классов. УМК «Школа России» Использовать для коллективной и индивидуальной работы.
Транксрипт:

Особенности языка народа коми Светлана Витальевна Матюшева учитель коми языка МОУ «СОШ 12» г. Воркута

Пермские языки Угорские языки -КОМИ удмуртский -КОМИ-ПЕРМЯКИ -КОМИ-ЗЫРЯНЕ -ВЕНГЕРСКИЙ -ХАНТЫЙСКИЙ -МАНСИЙСКИЙ Прибалтийско- финские языки -ФИНСКИЙ -ИЖОРСКИЙ -КАРЕЛЬСКИЙ -ВЕПССКИЙ -ВОДЬСКИЙ -ЭСТОНСКИЙ -ЛИВСКИЙ -СААМСКИЙ Волжские языки (мордовские) МОКШАНСКИЙ -ЭРЗЯНСКИЙ -МАРИЙСКИЙ

-ВЕНГРЫ (12 ВЕК) -КАРЕЛЫ (13 ВЕК) -КОМИ (14 ВЕК) -ФИННЫ И ЭСТОНЦЫ (16-17 ВЕК) -УДМУРТЫ И МАРИЙЦЫ (18 ВЕК)

В финно-угроведении есть две научно обоснованные версии происхождения слова КОМИ: 1. слово КОМИ произошло от названия реки Кама: коми морт «камский человек, житель бассейна Камы». 1. Слово «ком» =«коми» очень древнее,финно- угорское, обозначает «человек, представитель рода». Приведём параллели из финно-угорских языков: удм. саракум «человек из рода сара», манс. кум «человек», венг. Him (хим) «человек».

Возникновение коми письменности связывают с деятельностью епископа Стефана Пермского.

Стефан Пермский в 1372 году создал древнекоми азбуку из 24 букв, которую назвал АНБУР по названиям первых двух букв. Переводил основные богослужебные тексты на коми язык.

Основы литературного коми языка были заложены в 19- начале 20 в. В 1918 г. Был создан коми национальный алфавит, составленный Василием Александровичем Молодцовым на основе русской графики с учётом особенностей коми языка, с добавлением особых знаков и значков при начертании некоторых букв, обозначающих мягкие согласные и аффрикаты. Молодцовский алфавит просуществовал с 1918 по 1930 гг. и с 1936 по 1938 годы и был заменён с 1938 года современным алфавитом, построенным на основе русской графики с использованием двух букв (ö и i ) из латинского алфавита.

Лузско-летский диалект Верхнесысольский диалект Среднесысольский диалект Присыктывкарский диалект Верхневычегодский диалект Нижневычегодский диалект Вымский диалект Удорский диалект Ижемский диалект Печорский диалект

Агглютинация – механическое приклеивание однозначных стандартных суффиксов к неизменяемым основам или корням. керка + яс + ысь («из домов») Дом суфф. суфф. мн.числа исходного падежа

Преобладание односложных слов: Пу – дерево ю – река Ва – вода му – земля Оз - земляника ов - фамилия Турунвиж – зелёный, зелёная, зелёное. Мам-öй (моя мама) -ным (наша мама) Мам –ыд (твоя мама) -ныд (ваша мама) Мам-ыс (его,её мама) -ныс (их мама)

Керка + öдз (до дома) Мам + тöг (без мамы) Керка + ын (в доме) Кар + ысь (из города) Послелоги: кар дорын («город у» – у города») керка водзын («дом перед» – перед домом) Три сына- куим пи Сто рублей – сё шайт

Аа Бб Вв Гг Дд Ее Ёё Жж Зз Ии i Йй Кк Лл Мм Нн Оо Őő Пп Рр Сс Тт Уу Фф Хх Цц Чч Шш Щщ Ъъ Ыы Ьь Ээ Юю Яя.

Ди - дi Зи - зi Ли - лi Ни - нi Си - сi Ти - тi Козин (подарок) Зiль (усердный) Сикт (село) Сiйö (он,она,оно) Öти (один) Тi (вы) Сизь (дятел) Сiсь (гнилой)

Звук [ы]: ты – ыб, сын – лым Звук [ö]: англ. girl («девушка») нем. zwölf («12»), können («мочь») Öшинь (окно) Öш (бык) Югöр (луч) Улöс (стул) Ен (бог) ён (сильный) Еджыд (белый) ёль (ручей) Ем (игла) ёна (сильно) Ю (река) яг (сосновый бор) Юр (голова) яй (мясо)

Дь, зь, ль, нь, сь, ть. Дяк (дьяк) пызь (мука) Пöль (дедушка) кань (кошка) Сьöлöм (сердце) аттьö (спасибо) Дж, дз, тш – аффрикаты. Дж – (Джон, Джек, джинсы) джодж (пол), ыджыд (большой) Дз - (англ. jazz, january) дзоридз (цветок), кöдзыд (холодный) Тш - тшак (гриб), тшын (дым)

Бур асыв! Бур лун! Бур рыт! Видза олан! Видза оланныд! Чолöм! Чолöмала! Кытчö нö мунан? Кыдз нин олан? Олан – вылан! Шойччы да шонтысь! Аттьö! Ыджыд аттьö! - Нинöмысь! Бур вылö! Господьлы! Водзö волы! Водзлань! Бур туй! Став бурсö! Аддзысьлытöдз!

Пыдди пуктана – уважаемый (ая) Пöся радейтана – горячо любимый (ая) Дона - дорогой (ая) Муса – любимый (ая) Сьöлöмшöр – сердце моё Роч акань – красавица Сё шайт – бесценный Шöвк туг – красавица Оз тусь – ягодка Сё зöлöта – драгоценный (ая)

Прочитайте слова, тщательно выговаривая гласные: Кор – кер - кыр - кар (лист – бревно – обрыв – город) Ош – öш – эж – ыж (медведь – бык – покрытие – овца) Джадж – джодж – джыдж (полка – пол – стриж) Кыз –кызь – кыдз – кытш (толстый – двадцать – берёза круг) Кор – гор – дзор – чер (лист – звук – седой – топор) Дзоля Коля дзугö лым. Джуджыд джаджйын джуджыд пос.

Множественное число образуется при помощи –яс: Кар (город) –каръяс (города) Кань(кошка) – каньяс (кошки) Чой (сестра) – чойяс (сёстры) Наталь да Őгрö – чойяс, а Митрей да Őльöксан – вокъяс. -при помощи –ян: Ош – ош + пи – ошпи + ян Кань - кань + пи - каньпи + ян Задание:существительные в форме ед.числа поставьте в форму множ.числа: Чой-…, пи-…, улича-…, вичко-…, порсьпи-…, пань-…, пызан-…, ним-…

Ед.число мн.число 1л.-öй (мой, моя, моё) -ным (наш,наша,наше) 2л.-ыд (твой…) -ныд (ваш…) 3л.-ыс (его, её) -ныс (их) Н-р, моя мама – мамöй 1л.чойясöй (мои сёстры) чойясным (наши…) 2л.чойясыд(твои …) чойясныд (ваши…) 3л.чойясыс (его, её…) чойясныс (их…) Задание:переведите Менам семья, тэнад кар, мамыс, школаным.

В коми языке 16 падежей, каждый из которых имеет конкретное значение. Падежную систему можно разделить на группы: 1.Субъектный падеж: нимтан (именительный) 2.Принадлежностные падежи: асалан (родит.), босьтан (притяжательн.),сетан (дательный). 3.Объектные падежи: керан (винит.), керанторъя (творит.), öтвывтан (соединит.), торйöдан (лишительный), могман (достигательный). 4.Внутриместные: ина (местный), петан (исходный), пыран (вступительный). 5.Внешнеместные падежи: матыстчан (приблизительный), ылыстчан (отдалительный), вуджан (переходный), воан (предельный).

1Нимтанкодi?мый? 2Асаланкодлöн?мыйлöн?–лöн 3Босьтанкодлысь?мыйлысь?–лысь 4Сетанкодлы?мыйлы?–лы 5Керанкодöс?мый?–öс 6Керанторъякодöн?мыйöн?–öн 7Öтвывтанкодкöд?мыйкöд?–кöд 8Торйöданкодтöг?мыйтöг?–тöг 9Могманкодла?мыйла?–ла 10 Инакодын?мыйын? кöнi?–ын 11Петанкодысь?мыйысь? кытысь?–ысь 12Пыранкодö?мыйö? кытчö?–ö 13Матыстчанкодлань?мыйлань?– лань 14Ылыстчанкодсянь?мыйсянь?–сянь 15Вуджанкодöд?мыйöд? кытi? –öд 16Воанкодöдз?мыйöдз? кытчöдз?–öдз

- ысь-обозначает названия профессий, занятия людей (гижысь – писатель, велöдысь-учитель) -öм-обозначает названия действия, процесса, а также абстрактные имена, связанные с действием глагола (велöдöм-обучение, кöр видзöм –оленеводство). -лун- образует сущ. с абстрактным значением (озырлун – богатство, дышлун – лень). -тор- некий предмет, объект действия; малую часть, уменьшительное значение предмета. (выльтор-новость, донатор – ценность) -ин- значение «места», «места протекания действия» (вылин – новое место, сёянiн – столовая)

Задание: прочтите и переведите на коми язык. Чужан лун –День рождения Дона Ольга Васильевна! Пыдди пуктана Вась Ольга! Чолöмалам Тiянöс Чужан лунöн! Сиам Тiянлы став бурсö: крепыд дзоньвидзалун, шудлун, озырлун, выль вермöмъяс! Кузь нэм да бур шуд! Тiян ёртъяс. Кыввор – Словарь Пыдди пуктана-уважаемый (ая) кузь - длинный Дзоньвидзалу здоровье нэм - век Шудлун – счастье крепыд - крепкое Озырлун – богатство вермöм – победа, свершение

Кутшöм?(какой? Какая? Какое? Какие?) Не изменяются по числам и падежам. Мича – красивый мисьтöм – некрасивый Бур – хороший лёк – плохой Выль – новый важ – старый Множественное число: - öсь Мичаöсь, бурöсь, выльöсь, важöсь. Воркута карын школаяс мичаöсь. Классын выль партаяс. Менам платтьööй мича.

-са- признак по принадлежности к какому-либо месту или организации Кар (город) – карса, республикаса, школаса. -а- признак по наличию качества, предмета. Вежöр(ум) – вежöра (умный, с умом) Телефон – телефона -тöм- показатель отрицательных прилагательных. Вежöр – вежöра - вежöртöм, Пинь (зуб) – пиня – пиньтöм.

Количественные : 1 öти 20 кызь 2 кык 30 комын 3 куим 40 нелямын 4нёль 50 ветымын 5 вит 60 квайтымын 6 квайт 70 сизимдас 7 сизим 80 кöкъямысдас 8 кöкъямыс 90 öкмысдас 9 öкмыс 100 сё 10 дас 1000 сюрс Порядковые числит. образуются при помощи суффикса –öд :дасöд класс, дасöд классын. Переведите на русс.язык: дас кöкъямыс, сё дас вит.

ед.число мн.число 1л. Ме – я ми - мы 2л. Тэ – ты тi – вы 3л. Сiйö – он, она, оно найö - они Притяжательные местоимения: ед.число мн.число 1л. Менам –мой, у меня миян – наш 2л.тэнад – твой, у тебя тiян - ваш 3л. Сылöн – его, её, налöн - их у него, у неё Менам бать, миян кань, сылöн кар.

Глаголы в коми языке, как и в русском, изменяются по временам, лицам, числам при помощи суффиксов. Как и в русском языке, глаголы в повелительном наклонении выражают приказ, требование выполнить действие. -Пыр! Пырöй! – Входи! Входите! -Пуксьы! Пуксьöй! – Садись! Садитесь! -Гиж! Гижöй! – Пиши! Пишите! Спряжение глаголов: 1л. ме гиж-а( я пишу) ми гиж-ам (мы пишем) 2л. Тэ гиж-ан (ты пишешь) тi гиж-анныд (вы пишете) 3л. Сiйö гиж-ö (он, она пишет) найö гиж-öны (они пишут)

Отрицательное спряжение. 1л.ме ог тöд (я не знаю) 2л. Тэ он тöд ( ты не знаешь) 3л.сiйö оз тöд (он, она не знает) 1л. Ми огö тöдöй (мы не знаем) 2л. Тi онö тöдöй (вы не знаете) 3л. Найö оз тöдны (они не знают) Гижны – писать. Написать. Выписать, переписать, списать…

Причастия образуются путём присоединения суффиксов к корню глагола. Существует отрицательное причастие: Велодчы+тöм морт.(необразованный человек). Коми деепричастия и деепричастные конструкции в потоке речи обычно не выделяются паузами и на письме в большинстве случаев не обособляются запятыми.

Обстоятельственные наречия:места, времени, причины и цели. Определительные наречия: качественные, степени действия и качества, количественные. Чаще всего образуется при помощи суффикса А: Бур – хороший Бур + А (бура)-хорошо.

По своему значению послелоги делятся на следующие разряды: -пространственные, которые выражают отношения расположения, места.(внутри, над, около, в центре, перед, за и т.д.); -временные послелоги, которые выражают временные отношения ( в течение времени, на время- кежло, во время - дырйи); -сравнительно-сопоставительные (как, в соответствии с); -количественные (примерно, свыше); -причинно-целевые послелоги (из-за, по причине, ради); -заместительные послелоги (вместо) -послелоги со значением исключения(кроме).