Предметные компетентности
ТРЕБОВАНИЯ К КОМПЕТЕНСТНОСТНО- ОРИЕНТИРАВАННЫМ ЗАДАНИЯМ
Доводы, до которых человек додумывается сам, обычно убеждают его больше, нежели те, которые пришли в голову другим Паскаль Предметные компетентности
Формирование ключевых компетентностей – это задача каждого педагога. Формирование предметных компетентностей – это задача учителя- предметника.
Запрет на использование НЕ в глаголах Объемы текстов должны быть разумными Запрет на использование однотипных заданий в тестах Учет возрастных и гендерных особенностей Заперт на использован ие в источниках программног о материала
Тестовые задания Краткий ответ (число/слово) Развернутый ответ (одно-два предложения) Развернутый ответ (мини-сочинение) Ответы на да/нет Установление последовательности/соответствия С выбором ответа (единственный ответ/множественный выбор)
Ключевые компетентности – это результат образования, выражающийся в овладении теми способами деятельности, которые универсальны по отношению к предмету воздействия
ПРЕДМЕТНЫЕ Формируемые в рамках отдельных предметов ОБЩЕПРЕДМЕТНЫЕ Реализуемые на содержании образовательной деятельности КЛЮЧЕВЫЕ Реализуемые на общих для всех предметов содержании
СОДЕРЖАНИЕ (АСПЕКТЫ) ОСВАИВАЕМЫХ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ ОБРАБОТКА ИНФОРМАЦИИ И КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ ПО ЗАДАННОМУ ОСНОВАНИЮ – ЭТО ИНФОРМАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СТРОГОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ АЛГОРИТМА – ЭТО САМООРГАНИЗАЦИОННАЯ (РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ) НАПИСАНИЕ ТЕКСТА ЗАДАННОЙ СТРУКТУРЫ И УМЕНИЕ ОТВЕТИТЬ НА ВОПРОСЫ СЛУШАТЕЛЕЙ ПРИ ВЫСТУПЛЕНИИ - ЭТО КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ
Формируемую компетентность можно узнать по заданной формулировке задания. По- разному записанные задачные формулировки предназначены для формирования разных аспектов разных компетентностей
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО- ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ Во-первых, это деятельностное задание Во-вторых, оно моделирует практическую, жизненную ситуацию В-третьих, оно строится на актуальном для учащегося материале В-четвертых, его структура задается следующими элементами
Задание для актуализации и углубления знаний: Дайте определение понятиям: устаревшие слова, историзмы архаизмы, используя материал учебника и дополнительные источники информации (укажите их). Исследуйте соотношение этих понятий и по результатам исследования составьте таблицу с примерами(устно сообщите о принципах составления таблицы).
Задание для закрепления знаний и отработки способов деятельности. Учащимся предлагается фрагмент повести Н.В.Гоголя « Шинель», в котором встречаются не только устаревшие слова, но и устаревшие словоформы. Требуется найти в тексте языковые единицы, объединить их в группы, обосновав принципы группировки.
СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНО СТНОГО ЗАДАНИЯ СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНО СТНОГО ЗАДАНИЯ СТИМУЛ Задачная формулиро вка ИСТОЧНИК ИНСТРУМЕНТ ПРОВЕРКИ Мотивирует на выполнение Задает деятельность Содержит необходимую информацию Определяет критерии оценивания
Задачная формулировка (точно указывает на деятельность учащегося, необходимую для выполнения задания) Источник (содержит информацию, необходимую для успешной деятельности учащегося по выполнению задания); Инструмент проверки (задает способы и критерии оценивания результата)
РАЗНОВИДНОСТИ КОМПЕТЕНТНО- ОРИЕНТИРОВА ННЫХ ЗАДАНИЙ - Проблемно-лингвистическая задача; - Моделирование (лингвистическое и речевое); - Исследовательская работа; - Проект; - Творческая работа.
Проблемно-лингвистическая задача формулируется на основе противоречия, возникающего при сопоставлении разных точек зрения, на основе столкновения уже имеющихся знаний с новыми и т п. Приведём пример: 1) Определите, к какой части речи относится слово ГРУСТНО. В чём причина возникших у вас затруднений? Решите эту задачу, доказывая правильность своих выводов примерами. 2)Нарушение лексических норм русского литературного языка обычно рассматривается как ошибка. Но всегда ли это так? Проанализируйте предложенный фрагмент текста, выясните функции встречающихся нарушений, представьте результаты своего анализа и прокомментируйте их.
Исследовательская работа требует самостоятельного анализа. Чаще всего учащийся проходит путь от формулировки проблемы и уточнения темы до получения результатов при консультативной помощи учителя. Приведём примеры заданий для лингвистического исследования за рамками учебного процесса.: 1) Проведите исследование на тему «Синтаксические особенности разговорной речи старшеклассников». 2.Создайте речевой портрет своих одноклассников в ЧАТЕ. 3.Исследуйте особенности лексического значения глаголов движения водном из говоров вашего региона.
ПРОЕКТ предполагает групповую деятельность учащихся, направленную на достижение результата, имеющего практическую ценность. По ходу выполнения проекта уточняются цели, распределяются обязанности между участниками, определяется круг необходимой информации, решается вопрос об оформлении и способах презентации результата, устанавливаются параметры его оценки. В проектную деятельность включаются несколько типов К/О заданий. Приведём примеры проектных заданий: 1) Вы познакомились с региональным словарём фамилий. Создайте по его образцу Словарь фамилий учеников вашего класса. Защитите свой проект. 2)Справочник по русскому языку необходим большинству старшеклассников. Разработайте тетрадь- справочник для себя, учитывая особенности оформления, структуру передачи информации. Защитите свой проект.
Творческая работа создаёт условия для индивидуального проявления компетентностей старшеклассников. Главный компонент в ней – нестандартная ситуация, в которой порождается собственное высказывание, совершенно самостоятельное или опирающееся на предложенный авторский текст. В творческой работе наряду с коммуникативной проявляется языковая компетентность, поскольку учащийся демонстрирует реальный уровень правописной грамотности и культуры речи. Приведём примеры творческих заданий: Опишите своё отношение к местному климату в одной из форм: А) развёрнутого прогноза погоды; Б) письма к другу, живущему на юге (севере); В )жалобы дачника. 2)Создайте рекламу самой интересной из книг, журналов, прочитанных вами за последний год. 3)Продолжите текст, оттолкнувшись от последней сцены. Представьте спор, который мог возникнуть между действующими лицами, в форме полилога
Обучение должно носить критический характер. Пример технологии развития критического обучения
22 Синквейн – (фран. пять) – стихотворение, состоящее из пяти строк. Первая строка – существительное, обозначающее тему синквейна. Вторая строка – два прилагательных, раскрывающих какие-то интересные, характерные признаки явления, предмета, заявленного в теме синквейна. Четвёртая строка – фраза, раскрывающая суть данного явления, предмета, усиливающая две предыдущие строки. Третья строка – три глагола, раскрывающие свойственные данному явлению или предмету действия, воздействия… Пятая строка – существительное, выступающее как итог, вывод, которое подводит черту.
Составьте синквейн на заданную тему
Жизнь изменчивая, непредсказуемая бушует, держится, ведет А может быть совсем не одинок Штиль