Подготовка к ГИА. 8 класс Учитель русского языка и литературы: Иванцова А.Г. МОБУ СОШ 3 г. Лабинска
Цель: оценить знания учащихся по разделу «Главные и второстепенные члены предложения», выявить пробелы; приблизить урок проверки знаний к формату ЕГЭ.
Вариант 1. А1. Укажите номера, под которыми перечислены главные члены предложения: 1) подлежащее; 2) определение; 3) дополнение; 4) обстоятельство; 5) сказуемое.
А2. Укажите неверное утверждение: 1) Подлежащее может быть выражено местоимением в именительном падеже. 2) Подлежащее может быть выражено неопределенной формой глагола. 3) Подлежащее может быть выражено кратким прилагательным. 4) Подлежащее может быть выражено числительным.
А3. Укажите верное утверждение: 1) Определение может быть выражено существительным в косвенном падеже. 2) Определение может быть выражено причастием. 3) Определение может быть выражено деепричастием. 4) Определение может быть выражено глаголом в неопределенной форме.
А4. Чем выражено подлежащее в предложении Где совесть с правдой обитают? 1) Существительным в именительном падеже (совесть). 2) Существительным в косвенном падеже (с правдой). 3) Словосочетанием (слово с правдой). 4) Глаголом (обитают).
А5. В предложении Бабушка Владимира Даля была переводчицей сказуемое: 1) простое глагольное; 2) составное глагольное; 3) составное именное.
А6. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире? 1) Пятью пять двадцать пять. 2) Летние ночи Петербурга это непрерывная вечерняя заря. 3) Двадцать делится на два. 4) Снег у крыльца как песок зыбучий.
А7. В каком приложении неверно поставлен дефис? 1) Красавец-мужчина; 2) завод-гигант; 3) зима-волшебница; 4) Москва-река.
А8. Чем выражено определение в предложении Где роза без шипов растет? 1) Наречием (где); 2) существительным (роза); 3) существительным в косвенном падеже (без шипов); 4) глаголом (растет).
А9. Чем выражено дополнение в предложении Мы попросили девочку спеть? 1) местоимением (мы); 2) глаголом (попросили); 3) неопределенной формой глагола (спеть); 4) существительным (девочку).
А10. Какое средство языковой выразительности чаще всего содержит определение? 1) Метафора; 2) олицетворение; 3) эпитет; 4) сравнение.
Прочтите текст и выполните задания В1–В5. (1) Учась в гимназии, Гоголь играл во многих пьесах, поставленных на сцене ученического театра. (2) Удачны были в его исполнении женские роли, особенно роль помещицы Простаковой в «Недоросле» Фонвизина. (3) Сюжет «Ревизора» подсказан Гоголю Пушкиным. (4) Комедия была написана в течение двух месяцев, и впоследствии драматург, волновавшийся за будущее пьесы, присутствовал на репетициях, давая актерам ценные советы. (5) Его сатира была остра, как нож, разящий врага.
В1. Укажите номера предложений, в которых встречается обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом.
В2. Укажите номера предложений, в которых встречается составное именное сказуемое.
В3. Укажите средство языковой выразительности, встречающееся в предложении 5.
В4. Укажите номера предложений, в которых содержится причастный оборот. Каким членом предложения он является?
В5. Укажите номер предложения, в котором встречается производный предлог.
Ключ: А1-1,5; А2- 3; А3-1, 2, 4; А4- 3; А5- 3; А6-1,2; А7- 1; А8-3; А9-3, 4; А10-3,4. В1- 1, 4; в2- 2, 5; в3- сравнение; В4- 1, 4, 5, определение; В5- 4.
Вариант 2. А1. Укажите номера, под которыми перечислены второстепенные члены предложения: 1) подлежащее; 2) определение; 3) дополнение; 4) обстоятельство; 5) сказуемое.
А2. Укажите неверное утверждение: 1) Сказуемое может быть выражено деепричастием. 2) Сказуемое может быть выражено неопределенной формой глагола. 3) Сказуемое может быть выражено кратким прилагательным. 4) Сказуемое может быть выражено числительным.
А3. Укажите верное утверждение: 1) Обстоятельство может быть выражено существительным в именительном падеже. 2) Обстоятельство может быть выражено причастием. 3) Обстоятельство может быть выражено деепричастием. 4) Обстоятельство может быть выражено глаголом.
А4. Чем выражено подлежащее в предложении До полюса дошло на лыжах пять человек? 1) Глаголом (дошло). 2) Числительным (пять). 3) Словосочетанием (пять человек). 4) Существительным в косвенном падеже (человек).
А5. В предложении Я стал изучать английский язык в пятом классе сказуемое: 1) простое глагольное; 2) составное глагольное; 3) составное именное.
А6. В каком предложении между подлежащим и сказуемым нужно поставить тире? 1) Жизнь нескончаемый экзамен. 2) Облака как причудливые замки. 3) Простота есть необходимое условие прекрасного. 4) Я учитель.
А7. В каком приложении неверно поставлен дефис? 1) Бабочка-капустница; 2) врач-терапевт; 3) гриб-подосиновик; 4) жук-олень.
А8. Чем выражено обстоятельство в предложении И звуки полетят, красуясь и играя? 1) Глаголом (полетят); 2) деепричастием (красуясь); 3) деепричастием (играя); 4) существительным (звуки).
А9. Чем выражено определение в предложении Раздалась команда поднять паруса? 1) Глаголом (раздалась); 2) существительным (команда); 3) существительным (паруса); 4) словосочетанием (поднять паруса).
А10. Какое средство языковой выразительности чаще всего содержит определение? 1) Метафора; 2) олицетворение; 3) эпитет; 4) сравнение.
Прочтите текст и выполните задания В1-В5. (1) Желудок крокодила адский химический комбинат, переваривающий всё: шерсть, рога, копыта. (2) Даже железные крючья постепенно разъедаются в его желудке. (3) Суши крокодил не избегает. (4) Излюбленное его занятие греться на песчаном берегу водоема. (5) При явной опасности он мчится в воду, изгибая тело, выбрасывая далеко вперед задние ноги. (6) Здесь он хозяин.
В1. В каких предложениях между подлежащим и сказуемым необходимо поставить тире? (Знаки препинания не расставлены.)
В2. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено существительным в именительном падеже.
В3. Укажите номер предложения, в котором сказуемое выражено неопределенной формой глагола.
В4. Какие средства языковой выразительности встречаются в предложении 1?
В5. Укажите номер предложения, содержащего деепричастный оборот. Каким членом предложения он является?
Ключ к варианту 2: А1-2, 3, 4; А2-1; А3-3; А4- 3; А5- 2; А6-1; А7- 3; А8-2, 3; А9- 4; А10-3,4. В1- 1,4; В2- 1, 6; В3- 4; В4- метафора, эпитет; В5- 5, обстоятельство.