ПУТИ ЛИКВИДАЦИИ «ЦИФРОВОГО РАЗРЫВА» В УКРАИНЕ Международный научный конгресс «Информационное общество в Украине» Киев, октября 2012 г.
Интернет-проникновение в странах мира (пользователей на 100 жителей, 2011) Вывод: Украина по показателю проникновения занимает последнее место в Европе
Динамика интернет-проникновения в Украине (пользователей на 100 жителей) Данные: InMind, по заказу ИнАУ Вывод: Ситуация улучшается, но отставание остается. В чем причина отставания Украины?
Покрытие Украины телекоммуникационными сетями Вид теле- коммуникацийПокрытиеПроникновение Скорость передачи данных (доступ в Интернет) Мобильная (не 3G) практически 100 % для населенных территорий 123 абонентов на 100 жителей (2012 г., Госкомстат) Кбит/с (GPRS) Кбит/с (EDGE) Фиксированная28 абонентов на 100 жителей (2011 г, МСЭ) Потенциально 2 Мбит/с (с исп. хDSL) Сети ШПД: мобильные 3G медь (хDSL) оптоволокно (FTTx) коаксиал (DOCSIS) радиотехнологии В т.ч. все населенные пункты, где есть избирательные участки* 4,65 млн абонентов, в т.ч. 4,2 млн домохозяйств (2012 г., Госкомстат). 7,01 абонентов, в т.ч. домохозяйств на 100 жителей (2011 г, МСЭ) Свыше 128 Кбит/с (подход МСЭ) * согласно ЗУ Про особливості забезпечення відкритості, прозорості та демократичності виборів народних депутатів України 28 жовтня 2012 року Вывод: причина отставания не в плохом покрытии телеком-сетями: практически все жители Украины сегодня имеют возможность доступа к Интернету; мобильной и фиксированной телефонии расширение покрытия не требуется
Интернет-проникновение на фоне ВВП на душу населения, 2011 г. Вывод: Недостаточная покупательная способность – главная причина низкого проникновения в мире, в т.ч. и в Украине
Инициатива НКРСИ по созданию Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг Создание Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг предусмотрено законопроектом, проект которого принят за основу Решением НКРСИ от Основной декларируемый мотив: Неудовлетворительные темпы развития ШПД в Украине Основные положения законопроекта: создание Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг отнесение услуг доступа к Интернету на скорости до 2 Мбит/с к категории общедоступных телекоммуникационных услуг введение целевой надбавки к тарифу на телекоммуникационные услуги в размере 3,5% возложение на операторов и провайдеров телекоммуникаций обязанности вносить сбор, плательщиками которого станут потребители телекоммуникационных услуг Вывод: авторы ЗП считают актуальной задачей обеспечение доступа на скорости 2 Мбит/с и рассчитывают добиться роста проникновения путем увеличения тарифов
Национальные цели по развитию ШПД в странах ЕС и Латинской Америки Данные: Cullen International, ЕБРР Вывод: даже в развитых странах Европы на ближайшие годы не ставится задача обеспечения скорости доступа 2 Мбит/с (за единственным исключением Италии)
Ущерб от внедрения Фонда общедоступных телекоммуникационных услуг создание Фонда противоречит задекларированному курсу государства на дерегуляцию предусмотренное законопроектом фактическое удорожание всех услуг связи и телекоммуникаций на 3,5% коснется всех граждан и создаст предпосылки для роста напряжения в социальной сфере создание Фонда универсальных услуг является устаревшей в мире практикой, применявшейся в условиях недостаточного покрытия телекоммуникационными сетями, такие фонды финансировались преимущественно государствами, а не участниками рынка создание Фонда приведет к усилению монополизма, поскольку фактически предусматривает поддержку за счет прежде всего малых и средних предприятий отрасли доминирующего в Украине оператора «Укртелеком» отнесение услуг доступа к Интернету на скорости до 2 Мбит/с к категории общедоступных услуг избыточно и не опирается на обоснования и национальный план развития ШПД законопроект дает почву для финансовых злоупотреблений из-за нечеткого определения универсальной услуги и возложение контроля за уплатой сбора на две разные по своему назначению структуре – Налоговую службу и НКРСИ Вывод: создание Фонда противоречит интересам государства и отрасли
Факторы цифрового разрыва (Украина, сентябрь 2012 г.) Данные: InMind, по заказу ИнАУ Вывод: «Цифровой разрыв» существует не только между Украиной и Европой, но и внутри Украины: Возрастной, Региональный и Между городом и селом
Уменьшение «цифрового разрыва» в 2012 г (Украина, 2012 г.) Данные: InMind, по заказу ИнАУ Города > Села Возрастной «цифровой разрыв» «Цифровой разрыв» между городом и селом Региональный «цифровой разрыв» Центр Запад Восток Юг Города < Вывод: «Цифровой разрыв» Возрастной, Региональный и Между городом и селом в Украине в 2012 г существенно сократился
Общие выводы ПРИОРИТЕТ ГОСУДАРСТВА в уменьшении «цифрового разрыва» должен состоять не в перераспределении финансового потока, а находиться в сферах: развития инструментов электронного правительства поддержки информационного общества уменьшения монополизма и развития конкуренции оптимизации совместного использования инфраструктуры обеспечения свободного и недискриминационного доступа к кабельной канализации электросвязи и домовым распределительным сетям РЫНОЧНЫЕ МЕХАНИЗМЫ обеспечивают постепенную ликвидацию «цифрового разрыва» С оздание Фонда НЕ ДАСТ ОЩУТИМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ для увеличения проникновения ШПД С корость, которая предлагается для универсального доступа, намного выше чем в других европейских странах БЕЗ ОБЪЕКТИВНЫХ ПРИЧИН либо потребностей со стороны пользователей Целесообразно вместо закона о «Фонде общедоступных телекоммуникационных услуг принять закон о переводе на электронный документооборот всех государственных учреждений и органов местного самоуправления в течение годов, что позволит достичь большего эффекта по увеличению проникновения Интернета.
Спасибо за внимание! Владимир Куковский, кандидат технических наук, доцент Исполнительный директор ИнАУ