ОАО «РОСТЕЛЕКОМ» Развитие мобильного бизнеса
Большинство успешных традиционных операторов активно развивают услуги мобильной связи 2 Европа Азиатско- Тихоокеанский регион Северная Америка Южная Америка
… мобильная связь для таких операторов является стратегической точкой роста их бизнеса 3 Verizon, CAGR Выручка AT&T, CAGR Выручка Orange France, CAGR Выручка беспроводной бизнесбеспроводной бизнесбеспроводной бизнесбеспроводной бизнес 7% фиксированный бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнес -6% 8% беспроводной бизнесбеспроводной бизнесбеспроводной бизнесбеспроводной бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнес -4% беспроводной бизнесбеспроводной бизнесбеспроводной бизнесбеспроводной бизнес -4% фиксированный бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнесфиксированный бизнес 1% На мировом рынке мобильный бизнес (особенно сегмент передачи данных) сегодня является ключевым драйвером роста выручки универсальных операторов… … и обеспечивает дифференциацию от услуг конкурентов за счет пакетированного предложения услуг клиентам Комментарии Источник: Отчетность компаний, традиционных операторов
Развитие мобильного бизнеса является одним из стратегических приоритетов ОАО «Ростелеком» 4 Стратегическая задача - развитие бизнеса на мобильном рынке с фокусом на услуги беспроводного ШПД Переход на единый бренд Создание мультистандартных сетей (GSM/UMTS/LTE) Старт строительства сетей и запуск услуг 3G в гг. в регионах присутствия сетей GSM и стратегически важных start up регионах Использование бизнес-модели MVNO Реализация синергий с фиксированным бизнесом (единая эксплуатация транспортных сетей, единые вспомогательные функции, пакетные продажи B2B) Ростелеком располагает обширным радиочастотным ресурсом и мобильным бизнесом в различных регионах России 3G: 2100 МГц (UMTS) 450 (CDMA) 2G: 900/1800 МГц (GSM) 4G: 800 МГц (LTE) 2600 МГц (LTE) CDMA 450 МГц GSM 900 МГц GSM 1800 МГц UMTS 2100 МГц LTE МГц LTE 2600 МГц LTE 800 МГц
«Если не будет мобильной передачи данных, то никакой речи об интегрированном операторе речи не может идти, потому что пользование интернета смещается в мобильный сегмент. Потребителей становится все больше и больше привязанным к интернету и доступ к интернету должен быть везде. Если у вас нет мобильной составляющей в таком бизнесе, значит вы заведомо проигрываете конкурентам, которые присутствуют на этом рынке» Инвестиционное сообщество считает развитие сотовой связи важным элементом повышения инвестиционной привлекательности Компании 5 «Компании нужно искать новые пути роста, поэтому «Ростелеком» пытается развивать фиксированный широкополосный доступ, облачные решения, и в том числе мобильный сегмент. Этот сегмент – мощный источник роста, который демонстрирует стабильные темпы роста, и у услуг по передачи данных перспективы довольно неплохие на ближайшие годы.» Александр Венгранович, «Открытие» «Будущее в мобильной связи, поэтому если не развивать, то они, на мой взгляд останутся без ничего» Результаты опроса инвест. аналитиков по развитию мобильного бизнеса ОАО «Ростелеком», проведенного ТАСС-Телеком: «На мой взгляд, развивать мобильный бизнес для "Ростелекома" целесообразно с коммерческой точки зрения, поскольку в мобильной передаче данных есть значительный потенциал роста, в отличие от, к примеру, дальней и внутризоновой связи» «Я думаю, было бы логично «Ростелекому» развивать свои мобильные активы дальше, потому что это глобальный тренд. Это хорошие позиции для mobile data и инфраструктуры.»
Рынок мобильной связи существенно больше, чем рынок фиксированной связи, темпы роста – в два раза выше 6 +3%+3% +7%+7% CAGR 11-16,% Фиксированная связьМобильная связь К 2016 году рынок мобильной связи в России превысит размер рынка услуг фиксированной связи в 1.9 раза, Фиксированный ШПДМобильный ШПД Рынок мобильного ШПД будет расти быстрее фиксированного и превысит размер рынка фикс. ШПД в РФ в 1,7 раз CAGR 11-16,% +6%+6% +32% Источник: Iks-consulting, OVUM, Ростелеком млрд. руб. Рынок мобильной связи Москвы и М.О., на который планирует выйти Ростелеком с услугой 3G, сопоставим с рынком фиксированного голоса всей России (180 и 200 млрд. соответственно)
Ростелеком успешно развивает мобильный бизнес в текущих регионах присутствия 7 Иркутская область 78% Ульяновская область Источник: Json&Partners, расчеты Компании Красноярский край Республика Бурятия Нижегородская область 18% 82% Ростелеком Другие операторы 20% 80% 50% 30% 70% 25% 75% Доли рынка Пермский край 47% 53% 31% 69% Ханты- Мансийский АО 34% 66% Ямало- Ненецкий АО 20% 80% Регионы присутствия на выборочной основе, 2011 г. Тюменская область (без ХМАО и ЯНАО) Сети GSM ОАО «Ростелеком» присутствуют в 30 регионах РФ c населением 60 млн. чел.
… и воспринимается как ведущий телекоммуникационный оператор, действующий на всех сегментах рынка 8 Ростелеком воспринимается как ведущий универсальный* оператор 3,95 4,00 4,04 4,11 4,27 * Действующий на всех сегментах Уровень знания в сегменте мобильной связи находится на уровне Tele2, в регионах присутствия – на уровне Big3 52% 59% 96% Источник: ВЦИОМ, InDepth Соответствие определению «универсальный оператор связи», 5-балльная шкала Уровень знания с подсказкой, от 100% опрошенных
В гг Ростелеком выводит услуги 3G на рынки присутствия своих GSM сетей, а также в 5 новых регионах 9 Иркутск Красноярск Нижний Новгород Владивосток Урал Поволжье Санкт-Петербург Краснодар Тамбов Новосибирск Мобильные активы компании перешли на единый бренд в сентябре текущего года Ростелеком вкладывает средства в новые сети мобильной связи в целом ряде регионов России В 5 регионах (Москва+ М.О., Санкт-Петербург + Лен. область, Краснодарский край, Самарская область, Новосибирская область) Компания строит сети там, где у нее ранее не было сетей GSM План запуска сетей 3G UMTS Ноябрь квартал квартал квартал 2013 Комментарии Москва и М.О. …
Для запуска услуг 3G Ростелеком реализует масштабную программу строительства сети БС +700 БС/ в месяц 2013 год БС UMTS Темпы стройки до 2 раз выше, чем BIG3 на момент запуска 3G в Количество субъектов РФ – за год больше чем BIG3 на момент запуска 3G в Сеть в Иркутской области в ноябре запущена в эксплуатацию 3 декабря – тестовый запуск и первый звонок в сети в Санкт- Петербурге 4 декабря – установка первой БС в Московской области
11