ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ идеи концепции теории законы понятия положения факты Концепция - система взглядов, то или иное понимание процессов, явлений; единый, определяющий замысел, ведущая мысль Идея – высшая форма познания мира, направленная на его преобразование Теория - совокупность обобщённых положений (суждений и умозаключений), выведенных из анализа и систематизации фактов Закон – строго зафиксированная закономерность (существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями, процессами) Понятия – форма мышления, отражающая предметы и явления действительности в виде совокупности их отличительных признаков Факт - действительное, реально существующее, невымышленное; то, что произошло на самом деле; основание теоретического обобщения, вывода. Положение – мысль, отражающая в обобщённой форме предметы, явления и связи между ними посредством фиксации общих и специфических признаков – свойств, предметов и явлений ЗНАНИЯЗНАНИЯ ЗНАНИЯЗНАНИЯ
МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКИЕ ИДЕИ изучения эпохи Петра I Закономерность и обусловленность реформ начал ХVIII в. Необходимость охраны границ и выхода к морю как источник и начальный этап реформ Историческое значение реформ Ограниченность результатов реформ Роль личности Петра I Закономерность и обусловленность реформ начал ХVIII в. Необходимость охраны границ и выхода к морю как источник и начальный этап реформ Историческое значение реформ Ограниченность результатов реформ Роль личности Петра I
Показателем интеллектуального развития человека выступает уровень сформированности у него понятийного мышления Каждая учебная тема должна выстраиваться через раскрытие ключевой для соответствующей темы содержательной абстракции. Посредством содержательного обобщения выявляются сущностные характеристики исследуемого явления, процесса. Их аккумулированным выражением выступает соответствующее понятие.
Древо понятийной иерархии к эпохе Екатерины II ПРОСВЕЩЁННЫЙ АБСОЛЮТИЗМ русское вольтерьянство просветительство просвещённый монарх дворянские вольности городское самоуправление фаворитизм народные училища потёмкинские деревни и т.д.
В системе проблемно-развивающего обучения основной единицей учебного материала должно стать понятие (или система понятий), т.е. понимание сущности изучаемых объектов, явлений, процессов.
Познавательные задания репродуктивного характера Назовите понятие по его определению Опишите основные отличительные признаки понятия, так, чтобы аудитория смогла узнать его и назвать Внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся – это…. Способы взаимодействия учителя и учащихся; бывают словесные, наглядные, практические….
Познавательные задания исследовательского характера Определите лишнее понятие в ряду, объясните свой выбор Продолжите ряд: Рассказ, объяснение, дискуссия; Упражнение, вопрос, задача; Проблемное, развивающее… Репродуктивный, продуктивный… Рассказ, объяснение…..;
стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний. Состоит из пяти строк: I строка: тема или предмет (одно сущ.) II строка: описание предмета (два прилаг. или прич.) III строка: характеристика действия предмета (три глагола) IV строка: фраза, выражающая отношение автора к предмету (четыре значимых слова) V строка: синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы/предмета (одно слово) ____ ____ ____ ____ ____ ____ ____ ___ ____ Война Страшная, кровавая. Рушит, уничтожает, убивает. Война – грязное дело на Земле. Смерть.
выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в виде «грозди»