Профессиональное выгорание Профессиональное выгорание это явление, развивающиеся на фоне хронического стресса и ведущее к истощению эмоционально- энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
в чем выражается профессиональное выгорание что является причиной его насколько к каждому из нас применимо данное явление какие меры профилактики существуют
в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, которое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает у людей, занятых в профессиональных сферах «человек- человек». выражается
профессиональная болезнь тех, кто работает с людьми: учителей, социальных работников, психологов, менеджеров, врачей, журналистов, бизнесменов и политиков, - всех, чья деятельность невозможна без общения. Неслучайно первая исследовательница этого явления Кристина Маслач назвала свою книгу: «Эмоциональное сгорание плата за сочувствие». Синдром профессионального выгорания
– большое количество детей в классе, поточную работу; – неумение снять напряжение, слить негативные эмоции; – маленькую зарплату; – недостаточность профессиональной поддержки; – слишком большую ответственность за воспитание и обучение детей, нехватку помощи и контакта с родителями.
Синдром профессионального выгорания развивается постепенно. Он проходит три стадии Стадии профессионального выгорания.
ПЕРВАЯ СТАДИЯ: начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе; исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи; возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»
ВТОРАЯ СТАДИЯ: возникают недоразумения с клиентами, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии клиентов вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.
ТРЕТЬЯ СТАДИЯ: притупляются представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни; такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.
ощущение тупика, одиночества; – периодически срываешься, начинаешь кричать на детей из-за мелочи; – ярость и желание ударить, ответить очень грубо на провокации; – понимаешь, что ждешь звонка с урока с самого начала урока; – резкость и несдержанность в общении с коллегами; – не удается быстро восстанавливаться, часто болеешь, боишься перемен; – начинаешь много есть по вечерам (или забываешь поесть); – непроходящая усталость, бессонница, постоянные мысли о работе; – ощущение автоматизма и рутинности, напрасного труда без значимого результата; – желание плакать, грусть, повышенная раздражительность, чувство тревоги; – ощущение бесправия и принесения себя в жертву; – желание уволиться, уйти на другую работу, уехать подальше; – комплекс вины, ощущение, что всем должен и ничего не успеваешь; – начинаешь хуже выглядеть.
РЕКОМЕНДАЦИИ профилактического характера для снижения риска синдрома выгорания.
1. Оценить ситуацию: если мысль о работе вызывает раздражение, пора принимать меры. 2. Создать, себе комфортные условия работы. 3. Регулярно давать себе возможность расслабиться, эмоционально раскрепоститься, сделать себе что-либо приятное. 4. Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке: когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта. 5. Разговаривать с людьми «по-пустякам» - тоже лекарство от стресса. 6. Использовать обеденный перерыв для прогулки, отдыха, а не для подготовки к следующему уроку. 7. Избавиться от боязни ошибаться - достичь полного совершенства все равно не получится, а пробовать разные варианты необходимо. 8. Стать заменимым. Сочетание ответственности с незаменимостью - путь к выгоранию. 9. Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься: на своем ли ты месте, не затормозилась ли твоя жизнь.
– чувство юмора, умение увидеть комичное в трудной ситуации; – долгий и крепкий сон, возможность выспаться; – не забывать о смысле своей работы, искать его заново, если он потерян или уже неактуален; – отношение к работе как к увлекательной и азартной игре, правила которой можно менять; – искать новые средства решения проблем, а не зацикливаться на неэффективных; – умение переключаться, разграничивать рабочее и домашнее время (думать о работе только когда работаешь); – заниматься чем-то совсем не похожим на обычную повседневную работу; – занятия спортом, физическая разрядка (танцы, футбол, йога…) и водные процедуры (душ, ванна, сауна); – опора на учеников, которым действительно интересен предмет, ради которых хочется работать; – развлечения (поход в кино, в кафе...); – любимые занятия (чтение, пение, садоводство…); общение с природой, прогулки – установление простого человеческого контакта с учениками; – позитивная атмосфера в коллективе, доверительные отношения с коллегами; – человеческая поддержка со стороны начальства; – отдых после работы в тишине; – умение не браться за все сразу и определять допустимую нагрузку, оценивать свои ресурсы; – общение с близкими и друзьями; общение с любимым человеком; – профессиональная поддержка вне школы, общение с коллегами из других учреждений; – выход в метапозицию, взгляд сверху на происходящее.