Развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях концентрированного обучения Развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся в условиях концентрированного обучения Ерофеев Юрий Степанович, преподаватель специальных дисциплин, высшей квалификационной категории Областное государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Ангарский автотранспортный техникум»
Актуальность темы исследования: Педагогическая практика выявила противоречие между необходимостью развивать общие и профессиональные компетенции обучающихся как основу профессиональной компетентности и недостаточной Педагогическая практика выявила противоречие между необходимостью развивать общие и профессиональные компетенции обучающихся как основу профессиональной компетентности и недостаточной изученностью организационно- педагогических условий концент- рированного обучения в профессиональном образовании.
Цель эксперимента: Теоретически обосновать и экспе- риментально проверить эффективность развития общих и профессиональных компетенций в условиях системы концентрированного обучения
Задачи эксперимента: 1. Проанализировать современное состояние проблемы в педагогической теории и практике. 2. Определить теоретико–методологическую базу концент- рированного обучения. 3. Выявить и обосновать оптимальные с точки зрения развития общих и профессиональных компетенций организационно– педагогические условия концентрированного обучения. 4. Разработать критерии и показатели для оценки результативности концентрированного обучения. 5. Экспериментально проверить её эффективность.
Развитие общих и профессиональных компетенций обучающихся Объект исследования: Концентрированное обучение как условие развития общих и профессиональных компетенций Предмет исследования:
Гипотеза: Гипотеза: Общие и профессиональные компетенции эффективно будут развиваться, если при организации учебного процесса на основе системы концентрированного обучения: Общие и профессиональные компетенции эффективно будут развиваться, если при организации учебного процесса на основе системы концентрированного обучения: 1. учитывать стилевые особенности обучающихся: «гибкость-ригидность» мышления, «полезависимость-поленезависимость» восприятия информации, 2. организовывать учебный процесс (от типа урока): в гомогенных подгруппах (при изучении нового учебного материала), в гетерогенных подгруппах (при отработке учебного материала), 3. осуществлять вводный, текущий, заключительный контроль и самоконтроль. заключительный контроль и самоконтроль.
Этапы эксперимента: Этапы эксперимента: 1. Констатирующий – гг. 1. Констатирующий – гг. 2. Экспериментальный – гг. 2. Экспериментальный – гг. 3. Аналитический – 2015 г. 3. Аналитический – 2015 г.
Критерии оценки ожидаемых результатов: Профессиональные знания оцениваются по обученности, результатам итоговых оценок по погружениям, полугодиям, за год, контрольным срезам. Адаптивность - по «гибкости» мышления и «поленезависимости» восприятия. Удовлетворенность учебной деятельностью определяется нами по уровню тревожности.
Результаты исследований: группа Индивидуальные показатели по уровню тревожности Ситуативная тревожность Личностная тревожность низкийумеренныйвысокийнизкийумеренныйвысокий 13 16,830,752433, ,2523,6633,447, ,1233,525,7235, , ,3336,4251 Среднее 21, ,5235,447,83 ТО-1 22,0633,334720,537,18 ТО2 20,7534,252137,6447 (1ч) Среднее 21, ,6737,447
группа Эмоциональная напряженность Индивидуальный показатель НизкийСреднийВысокий 13 8, , Среднее 5, ТО ТО Среднее
группа Мотивация обучения в ВУЗе Мотивация обучения Приобретение знанийОвладение профессиейПолучение диплома 13 4,23,66,4 14 8,854,7 15 7,84,93,7 16 9,24,94,3 Среднее 7,54,534,42 ТО-1 6,435,1 ТО2 7,15,36 Среднее 6,74,15,6
Удовлетворенность учебной деятельностью удовлетворенность учебной деятельностью
Авторская комбинаторная программа