Тарифообразование для государственно-частных партнерств 03 июня 2011
2 Общие принципы Оптимальные ценообразование и структура тарифов: обеспечивают объемы собираемой выручки, достаточные для покрытия затрат и поддержания финансовой устойчивости поставщика услуг; стимулируют инвестиции в данном секторе; способствуют развитию экономических стимулов для эффективного распределения ресурсов между различными секторами; последовательны в плане организации и зонирования и приемлемы для пользователей; доступны для малообеспеченных слоев населения; стимулируют экологическую устойчивость. На практике сложно учесть все эти аспекты в полном объеме, поэтому любая структура тарифов основана на компромиссных решениях..
3 Подход к расчету тарифов Тарифы должны: обеспечивать объемы выручки, необходимые для финансирования деятельности поставщика услуг; соответствовать ожидаемым уровням качества услуг и инвестиционным обязательствам (при наличии). При расчете тарифов водоснабжения и канализации (ВиК) учитываются: прямые эксплуатационные затраты; затраты на эксплуатацию и техническое обслуживание сооружений, включая амортизацию; сборы на возмещение инвестиций или на обновление инфраструктуры; норма прибыли или маржа; налоги. Тариф может включать: постоянную составляющую, привязанную к постоянным затратам предприятия ВиК; переменную составляющую, зависящую от фактических объемов потребления услуг системы в соответствии с требованиями потребителей (переменные затраты). СТРУКТУРА ТАРИФОВ
4 Принципы тарифного регулирования Цель Обеспечить соответствие тарифов ожидаемому уровню качества услуг Согласованность Взаимосвязь тарифов и стандартов обслуживания; потребители получают услуги, за которые платят; тарифы позволяют поставщикам услуг покрывать все затраты. Предсказуемость и надежность Механизмы тарифообразования прозрачны и не подвержены внезапным изменениям; регулирование обеспечивает поставщику услуг надежную защиту в сфере установления тарифов и сбора платежей. Законность и ответственность Тарифы должны быть поняты и приняты потребителями.
5 Основные методы тарифного регулирования 1. Регулирование по критерию рентабельности: Тариф включает обоснованные компоненты затрат + маржу Регулирующий орган принимает решения по следующим аспектам: норма прибыли: норма доходности исторической стоимости капитала, регулируемой базы капитала (RAB) или регулируемой стоимости капитала (RCV); используемые и использованные активы; допустимые уровни расходов и убытков; методология и периодичность проверки тарифов, предлагаемых поставщиками. Этот метод отражает фактические затраты, но не стимулирует их снижение. 2. Регулирование по критерию максимальных цен: регулирующий орган устанавливает верхние пределы (лимиты) тарифов (на основе опыта и моделирования); Лимиты корректируются по формуле RPI – X: RPI : индекс розничных цен X рассчитывается с учетом вероятных изменений продуктивности. Этот метод стимулирует сокращение затрат, но регулирующий орган должен проверять, не проводится ли оно в ущерб качеству услуг или состоянию инфраструктуры
6 Основы тарифного регулирования для ГЧП Регулирование по договору: предпочтительно при монопсонии (один покупатель услуг); договоры на обслуживание, управление и BOT (строительство-эксплуатация- передача); корректировка тарифов по формуле, отраженной в контракте. Регулирование по решению комитета предпочтительно при монополии (один продавец, много потребителей); концессии и договоры аренды; корректировка тарифов предлагается, проверяется и утверждается независимым решением регулирующего комитета. Возможно сочетание регулирования по договору и по решению комитета Задачи тарифного регулирования: определение механизмов тарифообразования; мониторинг деятельности поставщиков и потребителей; принятие принудительных мер в случаях несоответствия уровня тарифов ожидаемому качеству услуг.
7 Доступность тарифов ГЧП Малообеспеченные социальные группы могут платить за доступ к услугам больше, чем обеспеченные группы: В секторе ВиК малообеспеченные группы платят больше за транспортировку воды, поскольку часто живут за пределами зоны сети; они могут потреблять больше, чем нужно, из-за отсутствия современного оборудования и утечек; они готовы платить за воду, но на «справедливых условиях»; доступность тарифов обычно определяется как процент от среднего дохода домохозяйств (до 4% за услуги ВиК). Социальный тариф: перекрестное субсидирование между малообеспеченными и остальными группами; возможны субсидии из местного/регионального/федерального бюджетов $ T4 T3 T2 Себестоимость T1 C1C2 C3m3 O до C1:Необходимое потребление (50l/p/d) C1 до C2:Обычное потребление более C2 :Потребления повышенного комфорта более C3:Исключительное потребление T1: Минимальный тариф (ниже себестоимости) T2: Средний тариф, выше себестоимости Более T3: Тариф, позволяющий осуществлять инвестиции Перекрестное субсидирование
ГЧП и тарифообразование в российском законодательстве Предсказуемые тарифы – основной фактор успешной реализации ГЧП Защита прав частных инвесторов: Невмешательство государственного партнера в деятельность частного бизнеса Гарантии возврата инвестиций и компенсации ущерба Долгосрочные тарифы для концессионеров (начиная с 2012 г.) Защита прав социальных групп: Раскрытие информации и мониторинг деятельности частного партнера Расторжение договора по решению суда Гарантии исполнения, предоставляемые Инвестором Органы тарифного регулирования: роль и ответственность Баланс политических и экономических целей Последствия недостаточного регулирования Судебные решения для улучшения тарифного регулирования 8 8
Новые тарифы сектора ВиК в РФ Двухставочный тариф 9 Преимущества: Часть выручки не зависит от реализации Снижение потребления услуг окажет меньшее воздействие на выручку оператора Сокращение убытков по собираемости из-за сезонных колебаний спроса Метод подходит для территорий с резкими изменениями спроса Проблемы Отсутствие опыта применения в секторе ВиК Расчет постоянных затрат с учетом проектной мощности Измерение объемов потребления Наличие предела в 15%