Восколович Н.А. 17 декабря 2012 г. Экономика общественного сектора Лекция 10 www.socsfera.narod.ru.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Восколович Н.А. Экономика общественного сектора Лекция 10
Advertisements

Ход формирования Евразийского интеграционного объединения 2013.
Таможенный союз и Единое экономическое пространство: НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ БИЗНЕСА Министр экономического развития Российской Федерации НАБИУЛЛИНА Эльвира.
Таможенный союз Республики Казахстан, Республики Беларусь и Российской Федерации 1.
Глобальные вызовы для интеграционной повестки России Москва, 17 ноября 2011 года.
Формирование таможенного союза Белоруссия, Казахстан, Россия: последствия для торгово- экономических связей с зарубежными странами.
Тарифное регулирование железнодорожного транспорта в рамках формирования Единого экономического пространства и вступления России в ВТО Кириллова А.Г. Советник.
ГАРМОНИЗАЦИЯ ПОДХОДОВ К РЕГУЛИРОВАНИЮ ОБРАЩЕНИЯ ЛЕКАРСТВЕННЫХ СРЕДСТВ В РАМКАХ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА И ЕДИНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА Бойцов Василий Борисович.
Развитие легкой промышленности в рамках Таможенного союза и Единого экономического пространства: проблемы и перспективы Плёс, 13 сентября 2013 г. VIII.
Создание наднационального законодательства о конкуренции в рамках ТС и ЕЭП Татьяна Игнатовская Некоммерческое партнерство «Содействие развитию конкуренции.
Министерство образования и науки Самарской области Система профессионального образования как инструмент экономического развития области январь 2012.
1 Қазақстан Республикасы Бәсекелестікті қорғау агенттігінің (Монополияға қарсы агенттік) 2011 жылғы жұмысының қорытындылары және 2012 жылға арналған міндеттері.
Основные принципы формирования и функционирования таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Таможенный кодекс таможенного союза. Особенности таможенного.
Социально-экономическое развитие Алтайского края за январь - июль 2008 года Главное управление экономики и инвестиций Алтайского края.
Облегчение доступа по вхождению банков Республики Беларусь на финансовые рынки стран Единого экономического пространства Заместитель Председателя Правления.
Роль региональных организаций по стандартизации в формировании единого экономического пространства С.В. Ильин Зав. НИО-106 ВНИИНМАШ, к.т.н.
Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Еврейской автономной области Адрес: г.Биробиджан, ул.Шолом-Алейхема, 55 тел: ,
1 Республика Казахстан, 2009 г. О процессе формирования Таможенного союза.
Анализ социально-экономической результативности льготного налогообложения малого бизнеса в России Докладчик: Доктор экономических наук, Профессор, заведующая.
Развитие интеграции ЕврАзЭС отмена таможенных пошлин и других ограничительных мер в торговле товарами, произведенными на территории государств- членов.
Транксрипт:

Восколович Н.А. 17 декабря 2012 г. Экономика общественного сектора Лекция 10

ТЕМА 10. ИНТЕГРАЦИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОСТРАНСТВА

О Соглашениях, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации Москва 9 декабря 2010 года

Реализация «четырех свобод» (свободное перемещение товаров, услуг, капитала и рабочей силы) Гармонизация и унификация норм хозяйственного регулирования в ключевых сферах (в области конкуренции, субсидирования, госзакупок, технического регулирования, деятельности субъектов естественных монополий, защиты интеллектуальной собственности, др.) Формирование интегрированных отраслевых рынков Проведение согласованной макроэкономической и валютной политики Проведение согласованной макроэкономической и валютной политики Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации 9

Принципы формирования ЕЭП 10 Предоставление операторам из стран ЕЭП равных условий работы, что и внутристрановым резидентам 1. Национальный режим Установление прямых норм в соглашениях Унификация национальных режимов 2. Единые принципы регулирования Расширение регулятивных функций наднационального органа 3. Наднациональное регулирование

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА 11

Соглашение о согласованной макроэкономической политике 12 Определение принципов согласованной макроэкономической политики: - обеспечение устойчивого экономического роста; - соблюдение сбалансированных макроэкономических показателей Согласование на 3-х летний период внешних условий для разработки прогнозов социально- экономического развития: - цена на нефть марки Brent; - темпы развития мировой экономики; - курс национальных валют к доллару США и (или) евро Формирование экономической политики в рамках количественных параметров: - дефицит госбюджета не выше 3% ВВП; - госдолг не выше 50% ВВП; - уровень инфляции не превышает более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции страны-участницы ЕЭП с наименьшим ростом цен Ключевые положения: Этапы реализации: С 1 января 2013 года вступают в действие количественные параметры, определяющие ориентиры макроэкономической политики

Соглашение о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий 13 Закрытый перечень видов и сфер деятельности субъектов естественных монополий Определение основных принципов доступа к услугам естественных монополий для использования в национальном законодательстве Единая терминология Гармонизация национальных законодательств в соответствии с общими принципами и правилами регулирования деятельности субъектов естественных монополий Функции регулирования деятельности субъектов естественных монополий закрепляются за национальными регуляторами Ключевые положения: Соглашение является базовым и его положения развиваются в соответствующих отраслевых соглашениях: Железнодорожный транспорт Общий рынок нефти Электроэнергетика Соглашение не распространяется на отношения в сфере транспортировки газа

Соглашение о единых принципах и правилах конкуренции 14 Единые принципы национального законодательства Сторон в сфере конкуренции. Единые запреты на злоупотребление доминирующим положением, заключение антиконкурентных соглашений, недобросовестную конкуренцию на территории Таможенного союза. Единый орган по контролю за трансграничными нарушениями в области конкуренции (Комиссия таможенного союза). Ключевые положения:Этапы реализации: 1. Создание необходимой нормативной базы в сфере конкуренции (12 месяцев*). 2. Гармонизация национального законодательства сторон (18 месяцев*). 3. Передача КТС полномочий по контролю за трансграничными нарушениями: - по недобросовестной конкуренции (20 месяцев*) - по антиконкурентным соглашениям (22 месяца*) - по злоупотреблению доминирующим положением (24 месяца*). * со дня вступления Соглашения в силу

15 Закрепление правил прямого действия, с выделением трех категорий субсидий: специфические субсидии - предоставляются без ограничений, но при причинении ущерба отрасли экономики иной Стороны субсидия отменяется, и вводится компенсирующая мера запрещенные субсидии - увязаны с экспортом на рынок Сторон или предоставляются при условии использования только отечественных товаров, а также субсидии, результатом которых является вытеснение товаров с рынка допустимые субсидии - горизонтальные (например, поддержка малого и среднего бизнеса), НИОКР, поддержка депрессивных регионов, экологическая модернизация производства (четкие критерии) Разрешение споров на выбор Стороны путем арбитража ad hoc или в Суде ЕврАзЭС Ключевые положения: Этапы реализации: До 2017 года Стороны уведомляют о применении специфической субсидии После 2017 года предоставление специфических субсидий – по согласованию с КТС Соглашение о единых правилах предоставления промышленных субсидий

Основные количественные и качественные характеристики ЕЭП 16 ЕЭП – это территория общей площадью более 20 млн.кв.км (15% мировой суши) и населением около 170 млн.человек ЕЭП – это 4% мирового ВВП (ППС) и более 80% суммарного ВВП стран СНГ ЕЭП – это 9% мировых доказанных запасов нефти и 25% - запасов природного газа ЕЭП – ключевой игрок на мировых рынках промышленного сырья, обеспечивает 11% глобального сырьевого экспорта (включая энергоносители) и 13% - экспорта энергоносителей ЕЭП – это свыше 80% совокупного внешнеторгового оборота стран СНГ и более 70% взаимной торговли стран СНГ Экономический потенциал ЕЭП в мире и в СНГ

Развитие институциональной среды ЕЭП 17 Институты разрешения споров – создание и развитие Суда ЕврАзЭС. Создание «площадок» для взаимодействия с бизнесом Внутристрановые механизмы взаимодействия с ЕЭП – «Единое окно» в каждом государстве Расширение полномочий и оптимизации организационной структуры наднационального органа

2 «Жесткие» формы«Мягкие» формы ЕЭП РБ, РК и РФ Интегрированный общий рынок, предполагающий реализацию «четырех свобод» и гармонизацию норм хозяйственного регулирования + Наличие наднациональных регулирующих институтов, согласованная макроэкономическа я и валютная политика, единая торговая политика Европейское экономическое пространство (Евросоюз + страны-члены ЕАСТ: Исландия, Норвегия, Швейцария) Интегрированный общий рынок, основанный на реализации «четырех свобод» и применении странами ЕАСТ в полном объеме нормативной базы ЕС Общее экономическое пространство России-ЕС Открытый рынок, предполагающий последовательную либерализацию взаимного торгово- экономического сотрудничества, основанный на общих или совместимых правилах и системах регулирования Двусторонние межгосударствен- ные экономические пространства (более 80 по данным ВТО) Строятся на основе соглашений об экономической интеграции, содержат черты общего рынка и предполагают гармонизацию отдельных сфер хозяйственного регулирования Типология единых (общих) экономических пространств 18

Гибкость, позволяющая наполнять эту форму интеграции разным содержанием, при необходимости пересматривать приоритеты и применять разные инструменты Открытый во времени характер интеграционного процесса, отсутствие строгой последовательности интеграционных шагов, что позволяет параллельно решать задачи, свойственные различным уровням интеграции, двигаться вперед при сохранении некоторых нерешенных вопросов Возможность расширения экономического пространства на третьи страны путем принятия ими согласованных норм и систем регулирования, без ущемления их суверенитета 19 Преимущества единых (общих) экономических пространств как формы региональной экономической интеграции

ЕЭП – это одно из крупнейших интеграционных объединений в мире и крупнейшее интеграционное объединение в евразийском регионе после ЕС ЕЭП – это самое продвинутое, за исключением ЕС, интеграционное объединение в мире со значительным объемом наднациональных полномочий ЕЭП – это Таможенный союз и единый внутренний рынок с перспективой формирования Экономического союза ЕЭП – это важнейший фактор активизации и консолидации интеграционных процессов в СНГ, развивающаяся конструкция с перспективой расширения за счет других стран ЕврАзЭС и СНГ ЕЭП и ЕС – два интеграционных ядра, тесно взаимодействующих между собой, вокруг которых в перспективе будет формироваться Евразийское экономическое пространство 20 Интеграционный и геоэкономический потенциал ЕЭП

СНГ ЕЭП РБ, РК и РФ ЕС Договор о свободной торговле СНГ Обеспечение совместимости договорно- правовой базы Распространение принципов ОЭП РФ- ЕС на отношения ЕЭП-ЕС Перенос элементов договорно- правовой базы ЕЭП на уровень СНГ Расширение ЕЭП за счет новых членов или путем принятия другими странами СНГ договорно- правовой базы ЕЭП Соглашения о свободной торговле стран СНГ с ЕС Общее экономическое пространство СНГ-ЕС Роль ЕЭП в евразийской интеграции 21

Снижение доли взаимной торговли в общем товарообороте стран ЕЭП в последние годы (12% в ЕЭП, 16% в МЕРКОСУР, 25% в АСЕАН, 40% в НАФТА, 65% в ЕС) Очевидное экономическое доминирование России в ЕЭП: более 85% всей территории и населения, почти 90% суммарного ВВП и 80% совокупного внешнеторгового оборота Слабая интегрирующая роль российского внутреннего рынка: при очевидном экономическом доминировании в ЕЭП доля России во взаимном импорте не превышает 30% (на США падает 83% суммарного ВВП трех стран НАФТА и 60% внутрирегионального импорта) Отсталая структура взаимной торговли стран ЕЭП, где 2/3 приходится на топливно- сырьевые товары и металлы (в зарубежных объединениях минимум 2/3 взаимной торговли приходится на продукцию обрабатывающей промышленности) Снижение интенсивности внутриотраслевой торговли (включающей кооперационные поставки) между странами ЕЭП в последние годы Крайняя несбалансированность торгово-экономического сотрудничества внутри ЕЭП: 99% внутрирегиональной торговли и инвестиций формируются с участием России, тогда как Беларусь и Казахстан очень слабо взаимодействуют между собой 22 Структурные проблемы и дисбалансы ЕЭП

Источник: WTO International Trade Statistics 2009, данные Статкомитета СНГ. 23 Доля взаимной торговли в региональных объединениях

Источник: расчеты на основе данных Статкомитета СНГ. 24 Товарная структура

Источник: расчеты на основе данных Статкомитета СНГ. 25 Распределение взаимного товарооборота

Отраслевая структура валового внутреннего продукта в Беларуси (в процентах к итогу) Валовая добавленная стоимость в текущих основных ценах 100 в том числе: промышленность 32,232,731,7 сельское хозяйство 9,598,6 строительство 7,47,99,1 транспорт и связь 11,110,910,6 торговля и общественное питание 11,210,811,8 прочие отрасли 28,628,728,2

Структура валового внутреннего продукта по видам экономической деятельности в России (в процентах к итогу) Валовая добавленная стоимость в основных ценах по видам экономической деятельности 100 в том числе: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 5,65,14,4 рыболовство, рыбоводство 0,4 0,3 добыча полезных ископаемых 9,410,910,4 обрабатывающие производства 17,818,818,9 производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,73,3 строительство 5,75,45,8 оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования 2019,119,3 гостиницы и рестораны 0,9 транспорт и связь 10,9109,6 финансовая деятельность 3,43,94,2 операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг 9,49,69,7 государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение 5,35,15,2 образование 2,6 2,8 здравоохранение и предоставление социальных услуг 3,1 3,2 предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг 1,8 2 Беларусь и Россия. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., стр. 78.

Структура использования валового внутреннего продукта (в процентах к итогу) государственных учреждений Беларусь 20,519,821,221,521,320,420,2 Россия 19,114,917,717,416,816,717,7 некоммерческих организаций, обслуживающих домашние хозяйства Беларусь 3,12,11,71,5 1,31,4 Россия 1,81,2 0,80,5 Беларусь и Россия. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., стр. 79.

Расходы консолидированного бюджета на здравоохранение, образование и социальную политику (в процентах к валовому внутреннему продукту) Здравоохранение и физическая культура Беларусь 4,95 54,84,94,8 Россия 2,92,12,32,2 3,73,6 Образование Беларусь 5,56,26,66,466,26 Россия 42,93,83,63,53,73,9 Социальная политика Беларусь 2,61,21,7 1,62,113,4 Россия 1,51,75,82,4 8,78,8 Беларусь и Россия. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., стр. 79.

Основные фонды по формам собственности (на начало года; по полной учетной стоимости; миллиардов рублей национальной валюты; 1991, 1995 гг. – трлн. руб.) Все основные фонды (включая скот) Беларусь 0, Россия 1, в том числе по формам собственности: государственная Беларусь 0, Россия 1, в процентах к итогу Беларусь Россия негосударственная Беларусь 0, Россия 0, в процентах к итогу Беларусь Россия Беларусь и Россия. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., стр. 80.

Исполнение консолидированного бюджета Беларуси (в процентах к валовому внутреннему продукту) Доходы 47,448,4 в том числе: налоговые доходы 26,234 из них: налог на прибыль 3,64 подоходный налог 2,93,1 налог на добавленную стоимость9,19,3 акцизы 2,13,6 налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности 2,6 взносы на государственное социальное страхование 11,411,7 неналоговые доходы 1,92,7 Расходы 48,147 из них: общегосударственные расходы …6,2 из них: на государственные органы общего назначения 1,21,1 на международную деятельность 0,3 на национальную экономику…9,6 из них: на промышленность, энергетику, строительство и архитектуру 0,11,8 на сельское хозяйство, рыбохозяйственную деятельность 1,84,2 на транспорт 0,60,8 на социально-культурные мероприятия 1425,1 Дефицит (-), профицит -0,71,4 Беларусь и Россия. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., стр. 140.

Исполнение консолидированного бюджета России (в процентах к валовому внутреннему продукту) Доходы39,7 из них: налог на прибыль организаций6,2 налог на доходы с физических лиц3,33,5 налог на добавленную стоимость6,85,6 акцизы1,21 доходы от внешнеэкономической деятельности7,88,6 Расходы31,631,3 из них: на общегосударственные вопросы3,53,1 на национальную безопасность и правоохранительную деятельность2,7 на национальную экономику3,5 из них: на сельское хозяйство и рыболовство0,4 на транспорт1,21,5 на социально-культурные мероприятия16,817 Профицит8,18,4 Беларусь и Россия. 2007: Стат.сб./Росстат. - М., стр. 140.