Оценка качества педагогических объектов (фактов, явлений, процессов)
Измерение – нахождение значения физической величины, характеризующей качество; - выявление количественных характеристик изучаемых явлений Критерий – признак, по которому классифицируются, оцениваются те или иные явления, действия или деятельность Показатель – наблюдаемый и поддающийся фиксированию результат Критерий результативности – качественный или количественный показатель, на основании которого можно оценить результат.
«Мы должны научиться измерять то, что считаем важным, а не то, что легче всего измерить» «Не все, что измеряется, следует измерять, и не все, что хотелось бы измерить, измеряется» (А.Эйнштейн)
Оценка – вид суждения об определенном феномене количественная качественная обобщенная
Оценка качества Цель Деятельность – изучение Измерение Анализ Диагноз Прогноз
Разновидности критериев по делению на качественные и количественные типы изменений Критерий факта (качественные показатели) – позволяет ответить на вопрос: имеется ли в наличии что-либо из планируемых результатов. Критерий количества (количественные показатели) – дает представление об уровне проявленности планируемых изменений в состоянии объекта, о степени развития и эффективности.
Разновидности критериев по оценке уровней изменений в состоянии объекта Балловые – 3, 5, 10 Бинарные – «да-нет», «0-1» Словесные – «не владеет», «владеет достаточно», «владеет свободно» Числового шкалирования
Алгоритм измерения оценки качества, диагностики педагогического объекта Разработать критерии (признаки, на основании которых производится оценка). Создать систему оценочных показателей (наблюдаемых и поддающихся фиксированию результатов). Определить шкалу, по которой эти показатели будут оценены. Провести измерение. Определить результат измерения – значение величины, характеризующей качество.
Тест обученности - это совокупность заданий, сориентированных на определение уровня усвоения определенных аспектов содержания обучения. Тест = Инструкция + Задание + Эталон Тест состоит из задания на деятельность данного уровня и эталона. По эталону легко определяется число существенных операций: Р. А - число правильно выполненных операций К - коэффициент усвоения А/Р=К - коэффициент усвоения Деятельность считается усвоенной, если К> 0,7. Речь идет об усвоении на определенном уровне.
Шкала оценки ( числового шкалирования по шкале отметок В.С. Аванесова) Max= 5ха, где а - количество показателей Min= Max:0,5 «3» - 0,65хMax «4» - 0,8хMax Пример: 5х14=70 – Max 70: 0,5=35 – Min «3» - 0,65х70=45,5 «4» - 0,8х70=56 Результат измерения (К) - значение величины, характеризующей качество К= общее количество баллов К= 56 = 4 35 – 45 = 3 46 – 56 = 4 57 – 70 = 5
К0,9-10,8- 0,9 0,7- 0,8 отмет ка 543 К1-0,80,8- 0,65 0,65- 0,5 отметка543 результат измерения – 56 / 70=0,8=4 К= общее количество баллов / максимальное Менее 0,7 – 2 (В.П. Беспалько) Менее 0,5 – 2 (В.С. Аванесов)
Классификация тестовых заданий в зависимости от уровня усвоения знаний и уровня деятельности учащихся Уровень усвоенияУровень деятельности Характер деятельностиВиды тестовых заданий 1 – ученический (знакомство) УзнаваниеРепродуктивная с опорой на внешне представленную информацию (с подсказкой) На опознание На различение На соответствие 2 - алгоритмическийВоспроизведениеРепродуктивная без опоры (по памяти) На подстановку Конструктивные Типовые задачи Задачи-процессы 3 – эвристическийПрименение (выбор действий) Продуктивная с опорой на усвоенный аналогичный алгоритм Нетиповые задачи и ситуации 4 - творческийТворчество (поиск действий) Продуктивная без опоры на известный алгоритм Задачи-проблемы
Оформление результатов диагностики Процентное соотношение показателей:
Оформление результатов диагностики Уровень сформированности качеств личности:
Оформление результатов диагностики Динамика уровня воспитанности (сентябрь – май) :
Оформление результатов диагностики Динамика уровня воспитанности учащихся класса в течение семи лет: