РОДИТЕЛЬСКОЕ собрание Подростковый суицид
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим об удручающей ситуации, которая сложилась в начале века в Российской семье. По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя уже 820 тыс. человек, из них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.
За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза и в ряду причин смертности во многих экономически развитых странах стоит на 2-3 местах. Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно.
Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Причинами покушения на самоубийство могут быть: 1. Депрессия, вызванная потерей объекта любви; 2. Пристрастие к наркотикам или алкоголю; 3. Душевная болезнь; 4. Чувство вины и (или) страха и враждебности
Попытка самоубийства это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Что же происходит с родителями, если собственный ребенок не может их дозваться? Отчего они так глухи, что сыну пришлось лезть в петлю, чтобы они услышали его крик о помощи?
Сознание собственной правоты и непогрешимости делает родителей поразительно нетерпимыми, неспособными без оценок, без суждения и поучения просто любить и поддерживать ребенка. Упрекая его, родители произносят порой слова настолько злобные и оскорбительные, что ими поистине можно убить. Они при этом не думают, что безобразным своим криком буквально толкают его на опасный для жизни поступок.
Родителям следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в вашей аптечке, подоконник в вашей квартире все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Если человек серьезно задумал совершить самоубийство, то обычно об этом нетрудно догадаться по ряду характерных признаков, которые можно разделить на 3 группы: словесные, поведенческие, ситуационные.
Словесные признаки: Он или она могут: 1. Прямо и явно говорить о смерти: Я собираюсь покончить с собой; Я не могу так дальше жить. 2. Косвенно намекать о своем намерении: Я больше не буду ни для кого проблемой; Тебе больше не придется обо мне волноваться. 3. Много шутить на тему самоубийства. 4. Проявлять нездоровую заинтересованность вопросами смерти.
Поведенческие признаки: 1. Раздавать другим вещи, имеющие большую личную значимость, окончательно приводить в порядок дела, мириться с давними врагами. 2. Демонстрировать радикальные перемены в поведении, такие, как: – в еде есть слишком мало или слишком много; – во сне спать слишком мало или слишком много; – во внешнем виде стать неряшливым; – в школьных привычках пропускать занятия, не выполнять домашние задания, избегать общения с одноклассниками; проявлять раздражительность, угрюмость; находиться в подавленном настроении; – замкнуться от семьи и друзей; – быть чрезмерно деятельным или, наоборот, безразличным к окружающему миру; ощущать попеременно то внезапную эйфорию, то приступы отчаяния. 3. Проявлять признаки беспомощности, безнадежности и отчаяния.
Ситуационные признаки Человек может решиться на самоубийство, если: 1.Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным. 2. Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм личная или семейная проблема); 3. Ощущает себя жертвой насилия физического, сексуального или эмоционального. 4. Предпринимал раньше попытки суицида. 5. Имеет склонность к самоубийству вследствие того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи. 6. Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей). 7. Слишком критически настроен по отношению к себе.
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию. 1.Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами. 2. Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
3. Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, не давно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги. 4. Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии. 5. Не бойтесь прямо спросить, не думают ли он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Следующие вопросы и замечания помогут завести разговор о самоубийстве и определить степень риска в данной ситуации: Похоже, у тебя что-то стряслось. Что тебя мучает? (Так можно завязать разговор о проблемах подростка.) Ты думал когда-нибудь о самоубийстве? Каким образом ты собираешься это сделать? (Этот вопрос поможет определить степень риска: чем более подробно разработан план, тем выше вероятность его осуществления).
Давайте ответим с вами на некоторые вопросы, которые помогут увидеть и отразить картину взаимоотношений с вашим ребёнком. Рождение вашего ребёнка было желанным? Вы каждый день его целуете, говорите ласковые слова или шутите с ним? Вы с ним каждый вечер разговариваете по душам и обсуждаете прожитый им день? Раз в неделю проводите с ним досуг (кино, концерт, театр, посещение родственников, поход на лыжах и т.д.)? Вы обсуждаете с ним создавшиеся семейные проблемы, ситуации, планы? Вы обсуждаете с ним его имидж, моду, манеру одеваться? Вы знаете его друзей (чем они занимаются, где живут)? Вы в курсе о его время провождении, хобби, занятиях? Вы в курсе его влюблённости, симпатиях? Вы знаете о его недругах, недоброжелателях, врагах? Вы знаете, какой его любимый предмет в школе? Вы знаете кто у него любимый учитель в школе? Вы знаете, какой у него самый нелюбимый учитель в школе? Вы первым идёте на примирение, разговор? Вы не оскорбляете и не унижаете своего ребёнка?
Если на все вопросы вы ответили "ДА", значит, вы находитесь на верном родительском пути, держите ситуацию под контролем и сможете в трудную минуту прийти на помощь своему ребёнку. А если у вас большинство "НЕТ", то необходимо немедленно измениться, повернуться лицом к своему ребёнку, услышать его, пока не случилась беда!
Наши дети
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Бердяев Н.О. О самоубийстве. – М., Кравченко А.И. Родителям о подростках и подросткам о родителях. – М., Медведева И.Я. Книга для трудных родителей. – М., Тихонова Н. Российская семья в начале века: ситуация удручающая.// Воспитание школьника – 2002.