Мяч и речь Игры с мячом для развития речи и общей моторики
содержание Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов. Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развития фонематических процессов. Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи. Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи.
Над рукою мяч кружит, от нее теперь бежит. Между пальцев подержу и в ладошку положу. Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики
Из руки его достану, справа, слева ставить стану. Мяч с одной рукой играет и к другой перебегает.
Введение Игры с мячом известны очень давно. Практически каждый ребенок с раннего возраста знаком с мячом. Игры с ним весьма популярны и выбор мячей достаточно широк: они различного цвета, размера, качества. А применение игр с мячом в логопедической практике дает положительные результаты. Игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта, освобождают от неподвижности на занятиях, помогают разнообразить виды деятельности, развивают общую и мелкую моторику, ориентировку в пространстве, само движение мяча активизирует непроизвольное внимание, а то, что он может быть брошен любому ребенку, формирует произвольное внимание и многое другое. Все это является необходимыми предпосылками для улучшения функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.
Игра «Горячий – холодный» МЫ СЕЙЧАС ОТКРОЕМ РОТ, ЧТОБ СКАЗАТЬ НАОБОРОТ. Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков или слов- антонимов. Ход: логопед, бросая мяч ребенку, произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое-с противоположным значением. Узкий- широкий, молодой- старый, большой- маленький. Усложнение: можно предложить составить предложение. Например: Острый нож. Ясный день. Глубокое озеро. Игры с мячом, направленные на расширение словарного запаса, развитие грамматического строя речи
Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем» Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков. Ход: детям предлагается пропеть гласный звук, одновременно прокатывая мячик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит мяч товарищу, пропевая гласный: -а-а-а-а-.
И гра «Тихо-громко» Мы катались по горам, пели тут и пели там. Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса. Ход: пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере продвижения руки с мячом вверх( на горку) сила голоса увеличивается, вниз( под горку) уменьшается. При горизонтальном движении руки с мячом( мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется.
Игра «Чья голова?» ПОДСКАЖИ СКОРЕЙ СЛОВА, ЧЬЯ У ЗВЕРЯ ГОЛОВА? Цель: расширение словаря за счет употребления притяжательных прилагательных. Ход: логопед, бросая мяч кому- либо из детей, говорит:» У вороны голова…», а ребенок возвращая мяч заканчивает:» …. Воронья». Примеры: у рыбы- рыбья, у зайца- заячья, у тигра- тигриная и т.д.
Игра «Что бывает круглым?» ТУТ, КОНЕЧНО, КАЖДЫЙ ЗНАЕТ, ЧТО КАКИМ У НАС БЫВАЕТ. Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие воображения, памяти, ловкости. Ход: перебрасывая мяч различными способами, логопед задает вопрос, на который ребенок, поймавший мяч, должен ответить и вернуть мяч логопеду. Логопед, в свою очередь, перекидывает мяч следующему ребенку, ожидая ответа от него. 1. Что бывает круглым? (мяч, шар, колесо, луна….) 2. Что бывает длинным? (дорога, нитка, шнур…..) 3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало, доска….) и т.д.
Игры с мячом, направленные на развитие ориентировки в пространстве Игра «Вратарь» Цель: закрепление ориентированности ребенка в правой и левой сторонах, развитие быстроты реакции, точности движения. Ход: взрослый бросает мяч ребенку, одновременно предупреждая, куда должен лететь мяч. Ребенок должен сделать вратарское движение в заданном направлении. РАЗ, ДВА, ТРИ – СПРАВА (СЛЕВА, ПРЯМО) МЯЧ, СМОТРИ!
Игра «Если все мы встанем в круг, мяч тебе я брошу, друг» Цель: закрепление умения ориентирования (справа – слева), развитие ловкости, внимания, словесного обозначения действия. Ход: дети становятся в круг на некотором расстоянии друг от друга и перекидывают мяч, говоря при этом: «Мяч бросаю вправо, Лене. Лена, лови!» и т. д.
ЖЕЛАЮ УДАЧИ!