1 Урок по творчеству И.С. Тургенева. Тема урока: « Идейные разногласия Базарова и Кирсановых старших» (гл. 5-11).
2 Цель урока: Научить видеть в тексте разницу авторского отношения к своим героям; Развивать навыки составления портретных характеристик героев и их сопоставления (портретные детали, речь, поступки, отношение к народу...); Выделить основные моменты спора междуВыделить основные моменты спора между представителями разных социальных слоев, идеологических лагерей ( Базаровым и Кирсановыми).
3 1. Сбор материала по героям (развернутый лист на каждого героя) Герой Последователь ность материала Рабочий материал БАЗАРОВ Е.Е. 1.Внешность Человек «высокого роста в длинном балахоне с кистями» Н.П. Кирсанов крепко стиснул его обнаженную красную руку». Лицо «длинное и худое, с широким лбом, сверху плоским, книзу заостренным носом, большими зеленоватыми глазами и висячими бакенбардами песочного цвету… оживилось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум» (гл. 2)
4 2. Происхождение 3. Воспитание У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) У отца небольшое именьице. Он прежде всего толковый доктор (гл. 5) «Мой дед землю пахал» (гл.10)«Мой дед землю пахал» (гл.10) 1) «Всякий человек сам себя воспитать должен – ну хоть как я, например». (гл. 7) 2) «- Скажи,… тебя в детстве не притесняли? Ты видишь, какие у меня родители. Народ не строгий.» (гл 21)
5 4.Образование 5.Общественно- политические взгляды «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Главный предмет его- естественные науки. Да он все знает. Он в будущем году хочет держать на доктора» (гл. 3). «Он скучает без работы» (гл. 11). «Он скучает без работы» (гл. 11). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «…Базаров умен и знающ» (гл 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10). «Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы…подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны» (гл. 10).
6 6. Отношение к окружающим Базаров встал утром рано(не как баре), со слугами разговаривает без барского тона. 7. Отношение окружающих к Базарову Дуняшу не могло не привлечь, что Базаров обратился к ней на «Вы» и спросил её о здоровье. Фенечка чувствует себя с Базаровым тоже свободно. 8.Речь, лексика Для речи Базарова характерны простота, меткость и точность выражений, обилие народных пословиц, поговорок (песенка спета; слыхали мы эту песню много раз…,туда и дорога). ДОПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ САМОСТОЯТЕЛЬНО
7 Взаимоотношение Базарова с Н.П. и П.П. Кирсановым, народом. (работа с текстом) БАЗАРОВ Н.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Аркадий Кирсанов Одинцова Ситников, Кукшина Родители
8 Задание по тексту Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл.Кратко назвать основные события, описанные в 5-11 гл. Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа?Какой основной общественный конфликт лежит в основе романа? В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?В столкновении каких героев он раскрывается наиболее отчетливо?
9 Базаров Что подчеркнул автор в портрете Базарова? Что дает портрет для понимания характера этого человека?
10 П.П. Кирсанов П.П. Кирсанов Что чувствуется в портрете Павла Петровича?
11 Гл. 5. Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети? Как понимают НИГИЛИЗМ отцы и дети? Гл.6 Как относится Базаров к ИСКУССТВУ? Зачитайте его афоризм. Как реагирует на его слова Аркадий?
12 Нигилизм Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Нигилизм- отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни. Большой энциклопедический словарь Большой энциклопедический словарь Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «безобразное и безнравственное учение, отвергающее всё, чего нельзя ощущать. » В.ДАЛЬ Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Нигилизм- «голое отрицание всего, логически неоправданный скептицизм» Толковый словарь русского языка Толковый словарь русского языка
13 "Но не любить природу, музыку?"
14 ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ПАВЛА ПЕТРОВИЧА С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? С какой целью Аркадий рассказывает биографию дяди? Как воспринимает ее Базаров? Как воспринимает ее Базаров? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»? Верна ли фраза Аркадия, что Павел Петрович « скорее сожаления достоин, чем насмешки»?
15 Глава 10. Идеологический конфликт между Базаровым и Кирсановыми. Основные линии спора: Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. Об отношении к дворянству, аристократии и ее принципам. О принципе деятельности нигилистов; О принципе деятельности нигилистов; Об отношении к народу. Об отношении к народу. О взглядах на искусство. О взглядах на искусство. О взглядах на природу. О взглядах на природу.
16 БазаровКирсановы 1.Отношение к дворянству, аристократии. 2.Принцип деятельности Нигилистов. 3.Отношение к народу. 4. Взгляды на искусство. Взгляды на природу. Заполните таблицу: «Основные линии спора» Заполните таблицу: «Основные линии спора»
17 Закрепление по теме Тест по роману И.С.Тургенева «Отцы и дети» 1.Кому адресовано посвящение романа «Отцы и дети»: 1.А.И.Герцену 2.В.Г.Белинскому 3.Н.А.Некрасову 4.Другому лицу
18 Задание 2 Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: Основой конфликта романа «Отцы и дети» является: 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 1.Ссора между П.П.Кирсановым и Е.Базаровым. 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 2.Конфликт, возникший между Е.В.Базаровым и Н.П.Кирсановым 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 3.Борьба буржуазно-дворянского либерализма и революционных демократов. 4.Борьба между либеральными монархистами и народом 4.Борьба между либеральными монархистами и народом
19 Задание 3 Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: Споры героев романа «Отцы и дети» велись вокруг разных вопросов, волновавших общественную мысль России. Найдите лишнее: 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 1.Об отношении к дворянскому культурному наследию. 2.Об искусстве, науке. 2.Об искусстве, науке. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 3.О системе поведения человека, о нравственных принципах. 4.О положении рабочего класса. 4.О положении рабочего класса. 5.Об общественном долге, о воспитании. 5.Об общественном долге, о воспитании.
20 Задание 4 Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» Давая общую оценку политического содержания «Отцов и детей»,И.С.Тургенев писал: «Вся моя повесть направлена против …» 1.Пролетариата как передового класса 1.Пролетариата как передового класса 2.Дворянства как передового класса 2.Дворянства как передового класса 3.Крестьянства как передового класса. 3.Крестьянства как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса. 4.Революционных демократов как передового класса.
21 Задание 5 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.На какие круги русского общества возлагает надежды Е.Базаров: 1.Крестьянство. 1.Крестьянство. 2.Дворянскую аристократию. 2.Дворянскую аристократию. 3.Русское патриархальное дворянство 3.Русское патриархальное дворянство 4.Интеллигенцию. 4.Интеллигенцию.
22 Домашнее задание Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Выпишите из романа цитаты, которые объясняют отношение главных героев к любви и ее месту в жизни человека. Расскажите об А. Одинцовой. Расскажите об А. Одинцовой.