Синтаксические средства выразительности Фигуры речи
Особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается экспрессивность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата. Фигуры речи представляют собой отступление от обыденной формы, изощрённое сочетание слов.
Основные виды фигур речи Антитеза – оборот, в котором резко противопоставляются противоположные понятия: Они сошлись. Волна и камень, Стихи и проза, лёд и пламень Не столь различны меж собой.
Основные виды фигур речи Инверсия – намеренное изменения порядка слов: Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.
Основные виды фигур речи Градация – нанизывание однотипных синтаксических единиц (например, однородных членов, придаточных предложений), при котором их семантическая или эмоциональная значимость возрастает (восходящая градация) или убывает (нисходящая градация). При градации элементы перечисления расположены так, что каждое последующее усиливает (реже ослабляет) значение предыдущего, благодаря чему создаётся нарастание интонации и эмоционального напряжения речи: жалобный, жалостный, каторжный вой.
Основные виды фигур речи Повтор – общее название ряда стилистических приёмов, при которых повторение элемента высказывания служит средством усиления выразительности: И звенят-звенят, звенят-звенят запястья…
Основные виды фигур речи Анафора ( единоначатие) – повторение одинаковых элементов в начале каждой новой фразы: Мне нравится, что вы больны не мной, Мне нравится, что я больна не вами.
Основные виды фигур речи Эпифора (единоокончание) – повторение последних слов фразы: О, не медли на соседней Колокольне! Быть хочу твоей последней Колокольней!
Основные виды фигур речи Многосоюзие (полисиндетон) – повтор союза, служащий для интонационного и логического подчёркивания: И для него воскресли вновь и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слёзы, и любовь.
Основные виды фигур речи Бессоюзие (асиндетон) придаёт высказыванию стремительность, создаёт эффект увеличения темпа: Швед, русский – колет, рубит, режет, Бой барабанный, клики, скрежет, Гром пушек, гомон, ржанье, стон, И смерть, и ад со всех сторон…
Основные виды фигур речи Эллипсис – намеренный пропуск какого- либо члена предложения, который подразумевается из контекста: Скоро – закат, скоро – назад: тебе в детскую, мне – письма читать дерзкие…
Основные виды фигур речи Риторическое восклицание – это эмоционально окрашенное предложение, служащее для выражения чувств и привлечения внимания адресата речи, причём эмоции в нём выражаются не лексическими или синтаксическими средствами, а с помощью интонации: Какое лето! Что за лето!
Основные виды фигур речи Риторический вопрос – утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа: Чья злоба надвое землю сломала? Кто вздыбил дым над заревом боен? Или солнца одного на всех мало?!
Основные виды фигур речи Риторическое обращение – обращение к неодушевлённым предметам, отвлечённым понятиям: Клён ты мой опавший, клён заледенелый, что стоишь нагнувшись под метелью белой?
Основные виды фигур речи Вопросно-ответное единство – приём, заключающийся в том, что автор задаёт вопрос и сам же на него отвечает: Что такое осень? Это небо, плачущее небо под ногами.
Основные виды фигур речи Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи: В лоб целовать – заботу стереть. В лоб целую. В глаза целовать – бессонницу снять. В глаза целую.
Основные виды фигур речи Парцелляция – намеренное расчленение предложения на несколько частей и оформление их как самостоятельных неполных предложений: Слова отзвучивают и утекают как вода – без вкуса, без цвета, без запаха. Без следа.
Основные виды фигур речи Именительный представления (имени- тельный темы) – изолированное имя существительное в именительном падеже, называющее тему последующей фразы и призванное вызвать особый интерес к предмету высказывания, усилить его звучание: Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось…
Основные виды фигур речи Период – гармоническая по форме сложная синтаксическая конструкция, которая характеризуется особой ритмичностью и упорядоченностью, а также полнотой и завершённостью содержания: Как ни старались люди, собравшись в одно небольшое место несколько сот тысяч, изуродовать ту землю, на которой они жались, как ни забивали камнями землю, чтобы не росло на ней, как ни счищали всякую пробившуюся травку, как ни дымили казённым углём и нефтью, как ни обрезывали деревья и ни выгоняли всех животных и птиц – весна была весною даже и в городе.