Логопедическая работа по коррекции синтаксической стороны речи детей с ОНР Подготовилаучитель-логопед МБОУ 168 г.о. Самара Кокарева Л.А.
1. Психолингвистический аспект понятия «синтаксическая сторона речи» Основная синтаксическая единица – предложение – это модель конечного продукта процесса продуцирования речевого высказывания. При порождении высказывания начальным этапом является мотив, то есть то, ради чего мы говорим. Он формирует коммуникативное намерение, готовность человека к совершению речевых действий. Далее мысль развивается во внутренней речи. Внутренняя речь - это речь, состоящая из предикатов, ключевых слов, несущих в себе сердцевину информации. Главным условием порождения фразы является усвоение грамматического строя речи (словоизменения, синтаксической структуры предложения). Освоение разных сторон речи является необходимым условием развития связной речи и в то же время развитие связной речи способствует самостоятельному использованию ребенком отдельных слов и синтаксических конструкций.
2. Онтогенез синтаксической стороны речи Развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. I период - период предложений, состоящих из аморфных слов- корней (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес). Этот период включает 2 этапа: 1 этап однословного предложения, 2 этап предложений из нескольких слов-корней. II период - период усвоения грамматической структуры предложения (1 г.10 мес. - 3 года). Этот период состоит из трех этапов: 1 этап формирования первых форм слов (I г. 10 мес. -2 г. 1 мес); 2 этап использования флексийной системы языка для выражения синтаксических связей слов (2 г 1 мес. 2 г. 6 мес); 3 этап усвоения служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 г. 6 мес. - 3 г.). III период - период дальнейшего усвоения морфологической системы (от 3 до 7 лет). В этот период усваивается согласование прилагательного с существительным в косвенных падежах, глагольное управление.
3. Механизмы нарушения синтаксической стороны речи Значительные трудности в овладении навыками оформления синтаксической стороны речи у детей с алалией обусловлены недоразвитием основных компонентов языковой системы – фонетико-фонематического, лексического, морфологического, недостаточной сформированностью как произносительной (звуковой), так и семантической (смысловой) сторон речи. Наличие у детей вторичных отклонений в развитии ведущих психических процессов (восприятия, внимания, памяти, воображения и т.д.) создает дополнительные затруднения в овладении синтаксической стороной речи. Нарушения синтаксических операций у детей с алалией проявляются не только в существенном ограничении типов используемых высказываний, но и в отклонении процесса формирования синтаксических конструкций, в расстройстве синтаксических связей. Нарушения формально-грамматического (поверхностного) синтаксиса являются характерными для всех групп детей с алалией и проявляются в неспособности правильно использовать синтаксические, лексические, морфологические средства языкового оформления высказывания.
4. Обследование синтаксической стороны речи 1. Составление предложений из слов в начальной форме 2. Добавление пропущенных слов в предложении а) с пропущенным глагольным сказуемым б) с пропущенным дополнением в) с пропущенными предлогами 3. Повторение предложений а) Простые предложения с прямым порядком слов б) Пассивные конструкции в) Безличные предложения г) Инвертированные конструкции д) Сравнительные конструкции е) Простые предложения с однородными членами ж) Сложные предложения 4. Верификация предложений
5. Коррекционно-логопедическая работа по формированию синтаксической стороны речи у детей с алалией 1 этап. Подготовительный. Направления: развитие направленного восприятия речи педагога и внимания к речи других детей; формирование установки на активное использование фразовой речи при ответах на вопросы педагога; формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках простые действия; усвоение ряда языковых средств, прежде всего лексических (слова-определения, глагольная лексика и др.), необходимых для составления речевых высказываний; формирование умственных операций в ходе специально подобранных речевых игр и упражнений, подготовительной работы к описанию предметов.
2 этап. Основной. Направления: обучение составлению словосочетаний; обучение составлению предложений по демонстрации действия; обучение составлению предложений по нескольким картинкам; обучение составлению вопросов; обучение составлению рассказа по серии сюжетных картинок; обучение составлению описательного рассказа.
Основными средствами развития синтаксического строя речи являются дидактические и развивающие игры, речевые упражнения, ознакомление с окружающим миром, с природой, с художественной литературой. Игра «Сравни» (составление предложений с союзом «а») Заяц зимой а летом Белка зимой а летом
Игра «Зимние забавы» (составление простых предложений по картинкам)
Игра «Составь предложение»
Схематичное обозначение предлогов и составление с их помощью предложений
Составление рассказа с помощью схем