Учитель-логопед Репетенко Е.А. Логопедическая работа по устранению нарушений письменной речи
Наблюдается тенденция к увеличению – 80 % первоклассников имеют полиморфные нарушения звуко- произношения
Не сформировано у 100% первоклассников
Результаты обследования фонематического восприятия первоклассников 2007/082008/092009/102010/ /122012/13 6 класс5 класс4 класс3 класс2 класс1 класс 56%62%45%22%23%25% 38%33%36%21%25%30% 67%33%55%0%40%45% 37%45%38%26%45% 58%31% 40%55%23% Средний процент по группе 53%39%40%24%34%33%
Не сформированы у 100% первоклассников. 2012/13 учебный год – 19%
Артикуляторно- акустическая Акустическая Аграмматическая Оптическая Сложная форма дисграфии На почве нарушений языкового анализа и синтеза
Проявляется в смешениях, заменах, пропусках букв, которые соответствуют нарушениям звукопроизношения в устной речи
артикуляторно-акустической дисграфии Коррекционная работа при артикуляторно-акустической дисграфии
Дисграфия на почве нарушений фонемного распознавания
Акустическая дисграфия По звонкости-глухости : б-п, д-т, в-ф, г-к, з-с, ж-ш. По твёрдости-мягкости : писмо, лубит,Ола. Свистящие-шипящие: с-ш, з-ж, Аффрикаты и их составляющие: ч-ть, ч-щ, ц-т, ц-с Соноры : м-н, р-л Замены гласных даже в ударном положении: о-у, е-и, : туча-точа, лес-лис
акустической дисграфии Коррекционная работа при акустической дисграфии
Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза Несоблюдение границ предложения Нарушения структуры предложения и слова (слитное написание идёт дождь-идёдошь и разрыв слов пой дём) Искажения звуко-слоговой структуры слова
Искажения звуко-слоговой структуры слова: пропуски согласных при стечении: кукла-кула пропуски гласных: дом-дм добавления гласных: скамейка-сакамейка перестановки букв: окно-коно пропуски, добавления, перестановки слогов: комната- кота, стакан-ската
дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Коррекционная работа при дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза.
Несформированность зрительно- пространственных функций
Искажённое воспроизведение букв на письме Замены и смешения графически сходных букв
дисграфии Коррекционная работа при оптической дисграфии
О единых требованиях в работе с учениками, имеющими нарушения письменной речи Из методических рекомендаций норм оценки знаний учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида В.В. Воронковой
Нужно внимательно и очень осторожно оценивать работу ученика-логопата. Дело в том, что эти ученики при всём своём желании и старании не в состоянии выполнить задания, особенно письменные, в соответствии с нормами, принятыми в школе.
В помощь учителю. Классификация дисграфий Памятка для учителя Что должно насторожить учителя в устной и письменной речи учащихся Приёмы для преодоления нарушений письма