ДОКЛАД «Дифференцированное обучение на уроках математики» Выполнила: учитель математики Лугинова Л.Е.
Цель работы раскрыть сущность понятия дифференциации обучения, рассмотреть дифференцированный подход к проведению уроков математики. Задачи: изучить историю развития идей дифференциального обучения; раскрыть сущность, цели и формы дифференциального обучения; определить психолого-педагогические основы и критерии дифференцированного обучения; рассмотреть методы организации дифференциального обучения на математики
Объект исследования проблема дифференциации обучения в школе. Предмет исследования дифференцированные уроки на уроках математики Методы исследования работа с книгами и рабочими планами по математике
ОГЛАВЛЕНИЕ История развития идей дифференциации обучения Сущность, цели и формы дифференцированного обучения Психолого-педагогические основы и критерии Дифференцированное обучение на уроках математики Заключение Использованная литератур
Термин «дифференциация образования» обозначает разделение учебных планов и программ в специализированных школах, классах или в старших классах средней школы, осуществимое на факультативах дифференцированный процесс обучения это широкое использование различных форм, методов обучения и организации учебной деятельности на основе результатов психолого-педагогической диагностики учебных возможностей, склонностей, способностей учащихся. Построение дифференцированного процесса обучения невозможно без учета индивидуальности каждого ученика как личности и присущим только ему личностным особенностям; обучение, основанное на уровневой дифференциации, не является целью, это средство развития личностных особенностей как индивидуальности; только раскрывая индивидуальные особенности каждого ученика в развитии, т.е. в дифференцированном процессе обучения, можно обеспечить осуществление личностно-ориентированного процесса обучения. Основная задача дифференцированной организации учебной деятельности раскрыть индивидуальность, помочь ей развиться, устояться, проявиться, обрести избирательность и устойчивость к социальным воздействиям. Дифференцированное обучение сводится к выявлению и к максимальному развитию задатков и способностей каждого учащегося. Существенно важно, что при этом, общий уровень образования в средней школе должен быть одинаков для всех.
Дифференцированная организация учебной деятельности с одной стороны учитывает уровень умственного развития, психологические особенности учащихся, абстрактно-логический тип мышления. С другой стороны во внимание принимается индивидуальные запросы личности, ее возможности и интересы в конкретной образовательной области. При дифференцированной организации учебной деятельности эти две стороны пересекаются. Ее осуществление в личностно-ориентированном образовании потребует: изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; определение критериев деления учащихся на группы; умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом; умение заменить малоэффективные приемы дифференциации руководства учением более рациональными.
С психолого-педагогической точки зрения цель дифференциации - индивидуализация обучения, основанная на создании оптимальных условий для выявления задатков, развития интересов и способностей каждого школьника. Цели индивидуализации: учет индивидуальных различий для лучшей реализации общих, единых для всех целей обучения; воспитание индивидуальности с целью противодействия нивелирования личности. Важнейшим средством для достижения второй цели является предоставление учащимся возможности выбора. С социальной точки зрения цель дифференциации -целенаправленное воздействие на формирование творческого, интеллектуального, профессионального потенциала общества, вызываемого на современном этапе развития общества стремлением к наиболее полному и рациональному использованию возможностей каждого члена общества в его взаимоотношениях с социумом. С дидактической точки зрения цель дифференциации -решение назревших проблем школ путем создания новой методической системы дифференцированного обучения учащихся, основанной на принципиально иной мотивационной основе. В настоящее время дифференциация обучения рассматривается, прежде всего, как средство осуществления профильного обучения (А.В. Баранников, А.А. Кузнецов, О.Б. Логинова, А.А. Пинский, М.В. Рыжаков и др.), построения «индивидуального образова тельного маршрута» (А.Г. Каспаржак, К.Н. Поливанова, Е.Л. Рачевский, А.В. Хуторской, И.Д. Фрумин и др.).
Принцип дифференцированного подхода к учащимся предполагает оптимальное приспособление учебного материала и методов обучения к индивидуальным способностям каждого школьника. Реальностью, обусловливающей необходимость дифференцированного обучения математике, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, а также в способностях самостоятельно применять усвоенные знания и умения. Выявить уровень интеллектуальной одарённости детей можно путём постановки специальных заданий (разной степени сложности). Их можно разделить на 2 вида: Обязательные задания. Они способствуют умению правильно применять изученное правило, выполнять преобразования по формулам и следовать алгоритмам. Дополнительные задания. Эти задания повышенной трудности на применение изученного правила, требующего сравнения, анализа, определенных выводов. Они рассчитаны на тех детей, которые справились с обязательными заданиями. Эти задания ставят своей целью привитие интереса к самостоятельной творческой деятельности.
Заключение. В результате проделанной работы можно сделать следующие выводы: Дифференцированное обучение – это: Форма организации учебного процесса, при которой учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процессе общих качеств; Часть общей дидактической системы, которая обеспечивается специализацию учебного процессе для различных групп обучаемых. Дифференциация обучения (дифференцированный подход в обучении) – это: Создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента; Комплекс методических, психолого-педагогических и организационно-управленческих мероприятий, обеспечивающих обучение в группах. Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.
В дифференциальном обучении имеются наряду с положительными и некоторые отрицательные аспекты. Положительным является то, что исключаются неоправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднение детей, у учителя появляется возможность помогать слабому; уделять внимание сильному, помочь ему быстрее и глубже продвигаться в образовании. Отрицательные аспекты: появляется социально - экономическое неравенство; слабые лишаются возможности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними; снижается уровень самооценки. Положительные аспекты Отрицательные аспекты Обучение каждого на уровне его возможностей и способностей Приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся Исключаются не оправданные и нецелесообразные для общества уравниловка и усреднения детей У учителя появляется возможность помогать слабому, уделять внимание сильному Отсутствие в классе отстающих снимает необходимость в снижении общего уровня преподавания Появляется возможность более эффективно работать с трудными учащимися к общественным нормам Реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании Повышается уровень Я - концепции: сильные утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, избавиться от комплекса неполноценности Повышается уровень мотивации ученья в сильных группах В группе, где собраны одинаковые дети, ребенку легче учиться Деление детей по уровню развития не гуманно Высвечивается социально-экономическое неравенство Слабые лишаются возмлжности тянуться за более сильными, получать от них помощь, соревноваться с ними Перевод в слабые группы воспринимается детьми как унижение их достоинства Несовершенство диагностики приводит порой к тому, что в разряд слабых переводятся неординарные дети Понижается уровень Я-концепции: в элитарных группах возникает иллюзия исключительности, эгоистический комплекс, в слабых группах снижается уровень самооценки, появляется установка на фатальность своей слабости Понижается уровень мотивации ученья в слабых группах Перекомплектование разрушает классные коллективы
Основные принципы работы: Право каждого ученика на самостоятельный выбор уровня обучения. Открытость уровней усвоения и в первую очередь обязательных результатов. Уровень требований выше, чем обязательный уровень усвоения материала. Осуществление уровневой дифференциации не за счёт того, что одним ученикам даю меньше, а другим больше, а в силу того, что, предлагая одинаковый объём материала, предъявляются различные уровни требований к его усвоению. Определение для обучающихся целесообразных и эффективных видов деятельности, форм работы и типов заданий на уроке на базе изучения индивидуальных особенностей (уровня подготовки, особенности мышления, познавательного интереса к предмету) каждого ученика. Так при изучении нового материала дети самостоятельно составляют опорные конспекты, понятийные диктанты, моделируют стереометрические модели и изображают графики. При закреплении учащиеся имеют возможность выбора заданий, решения задач репродуктивного и творческого характера, выбора правильного ответа или нахождения ошибки, с помощью сигнальной карточки дать ответ на поставленный вопрос. На уроках используются элементы занимательности, интересные нестандартные задачи, задачи повышенной трудности. Применение различных форм учебных занятий - лекции, урок –практикумы, интегрированные уроки, создают условия для реализации креативных возможностей обучающимся. Создание такой атмосферы на уроке, которая стимулирует обучающихся к деятельности. На каждом уроке и на каждом его этапе создаются условия для самовыражения и саморазвития учащихся с учетом их индивидуальных психологических и учебных возможностей. (Эмоциональные паузы, постепенное возрастание сложности заданий, предупреждение возможных ошибок, применение интерактивных методов обучения) Осуществление последовательности в продвижении ученика по уровням. Постоянный пошаговый контроль на уроке с учетом уровня познавательной активности позволяет оценивать результативность усвоения материала каждым обучающимся и внести соответствующие коррективы. Контроль и оценка не только результата деятельности, но и самого процесса учения (Указать на положительные моменты, похвалить, вселить надежду на достижение более высоких результатов). Не надо торопиться ставить плохие оценки, а вот хорошие - важно не пропустить.
Критерии дифференцирования обучения по математике Ф.И.Успеваемость Активность на уроке Внимательнос ть на уроке Интерес к предмету 1.Бурнашева Лера 4-590%70%Средний 1.Свешникова Мария 3-490%70%Средний 1.Оконешникова Дайаана 360%50%Низкий 1.Горохов Айаал 330%50%Низкий 1.Ушницкий Юлий 460%50%Низкий 1.Горохова Аня 3-460%50%Низкий 1.Горохова Вика 4-590%80%Средний 1.Шергина Натали 90%70%Средний
Ф.И. Успеваемост ь Активность на уроке Внимательн ость на уроке Интерес к предмету 1.Горохова Алина %80% Средний 1.Слепцова Гутя %60% Средний 1.Сивцева Мотя %80% Средний 1.Лукачевская Дуся %90% Средний 1.Ушницкий Сандрик %70% Средний
Ф.И. Успеваемост ь Активность на уроке Внимательн ость на уроке Интерес к предмету 1.Горохова Настя 3-480%60% Низкий 1.Горохова Шура 360%50% Низкий 1.Горохов Саша 3-430% Низкий 1.Лукачевский Сергей 2-320%40% Низкий 1.Бурнашев Ваня 2-350%30% Низкий
Ф.И. Успеваемость Активность на уроке Внимательнос ть на уроке Интерес к предмету 1.Горохов Сеня 2-320% Низкий 1.Ушницкий Вася 2-350%30% Низкий 1.Попов Сергей 490%80% Средний 1.Попова Сахаайа 490%80% Средний 1.Бурнашева Ньургуйаана 4100%80% Средний 1.Иванов Степа 2-360%30% Низкий