Проблема определения и классификации психических явлений
Основные формы проявления психики и их взаимосвязь: ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПСИХИЧЕСКИЕ СОСТОЯНИЯ Познавательные: ощущения; восприятие; мышление; воображение; речь; память; внимание. Эмоционально-волевые: эмоции и чувства; воля и волевая регуляция. ээ устойчивый интерес; творческий подъем; убежденность; сомнение; апатия; угнетенность и др… направленность (потребности и мотивы); темперамент; характер; способности.
Психические явления условно разделяют на: Социально-психологические явления и процессы реализуются между людьми и группами людей и включают: Социальное познание: восприятие, представления, мышление в процессах общения и совместной деятельности; социальные отношения; коммуникацию и взаимопонимание между людьми в процессах общения и деятельности; социальные взаимодействия и социальные воздействия. социально- психологические индивидуально- психологические
Индивидуально-психологические явления включают: Психические процессы: Выделяют познавательные, эмоциональные и волевые психические процессы. К познавательным психическим процессам относят: ощущения, восприятия, представления, мышление. Психические свойства – характеристики протекания мотивационных, познавательных, эмоциональных и волевых процессов с точки зрения индивидуальных различий: темперамент, характер, способности. Психические состояния – психические явления, проявляющиеся как качественно различные уровни функционирования психики в определенных условиях или в определенный промежуток времени: настроение, стресс, монотония, утомление, фрустрация и др… Психические образования – психические явления, которые формируются у человека в ходе деятельности и общения на основе психических процессов и изменяющихся психических свойств: личность, сознание и самосознание, мотивы. При этом интегрирующими психическими процессами выступают: внимание и память, которые включаются в познавательные и эмоционально-волевые процессы и обеспечивают устойчивость и воспроизводимость психических состояний, психических свойств и психических образований.
Психические явления условно разделяют на: Сознательные; Бессознательные. Бессознательные – это такие психические процессы и явления, которые, хотя и влияют на поведение человека, что видно стороннему наблюдателю, самому человеку неизвестны, они ему «неподотчетны» (В.М. Бехтерев).
Указанные классификации носят нестрогий и противоречивый с научной точки зрения характер и используются для исходного описания психических явлений. При этом отмечается, что: а) одно и то же психическое явление часто может анализироваться и как психический процесс, и как психическое состояние, и как психическое свойство; б) все психические процессы взаимосвязаны, проникают друг в друга, образуя сложные функциональные системы; в) выделяют сферы сознательного и бессознательного протекания психических процессов и явлений.
1.«Классическую» общую психологию упрекают в функционализме. Безусловно, отдельные психические функции и процессы существуют. Неясно то, как эти функции объединяются в рамках целостных психических функциональных систем. Получается, что психика человека – это просто набор отдельных функций или процессов. 2.Психика человека целостна и неразделима. Необходимого системно-функционального понимания единства психики в психологии пока не достигнуто. 3.Принятое деление нуждается в серьезном теоретическом анализе и обосновании, а ее отсутствие ведет к логической и понятийной путанице. 4.Не вписывается в традиционный перечень основных психических процессов и функций понятие сознание. В чем его природа? Чем оно является? Еще одной функцией или процессом?