Научный семинар «Инклюзия в образовании» Методологическая функция рефлексивно-деятельностного подхода в инклюзивном образовании Зарецкий В.К., Гордон М.М., Маслов П.В. МГППУ
Рефлексивно-деятельностный подход – система принципов, ограничений и технологий, сложившаяся и отрефлексированная в ходе практической работы по оказанию помощи детям (в том числе, детям с ОВЗ) в преодолении учебных трудностей. РДП основан на выстраивании отношений сотрудничества с ребенком, как с субъектом собственной деятельности и ее рефлексии. Методологическая функция – способность концептуального средства (схемы, теории, подхода) служить орудием получения нового знания или выстраивания практического действия (Э.Г.Юдин, Б.Г.Юдин, Н.Г.Алексеев и др.).
Некоторые проблемы инклюзивного образования Инклюзивное образование – практика совместного обучения детей с ОВЗ (включая детей с инвалидностью) и детей без ОВЗ в учреждениях общего образования. Создание идеальных условия развития для детей с ОВ; Индивидуализация образовательного процесса; Использование ресурса взаимодействия детей с ОВЗ и детей без ОВЗ для развития и тех, и других; Как должно измениться образовательное учреждение, если оно становится инклюзивным?
Предметное поле деятельности Зона актуального развития Зона ближайшего развития Зона непосильной трудности Точка трудности Базовая схема РДП.
Предметное поле деятельности Зона актуального развития Зона ближайшего развития Зона непосильной трудности Точка трудности Плоскость способности преодолевать учебные трудности
Предметное поле деятельности Зона актуального развития Зона ближайшего развития Зона непосильной трудности Точка трудности Плоскость способности преодолевать учебные трудности Плоскости личностных, когнитивных и иных изменений Базовая схема РДП.
Что можно делать практически на основе РДП: выстраивать отношения сотрудничества между взрослым и ребенком и оказывать ребенку помощь в преодолении учебных трудностей и в саморазвитии; определять ЗБР в предметной плоскости и по другим векторам, т.е. определять оптимальное для ребенка содержательное поле; выстаивать картину ЗБР как многовекторного пространства, искать связь между векторами и проблемный эпицентр; оказывать индивидуальную помощь ребенку в зависимости от того, где локализуется проблемный эпицентр; организовывать «бригадную» работу учителей и других специалистов.
Что можно сделать в исследовательском плане (познавательные или исследовательские задачи) на основе РДП : намечать и выстраивать новые предметы исследования; отслеживать динамику развития ребенка по векторам (разрабатывать соответствующие методы); отслеживать и делать осознанным для ребенка сам процесс интериоризации (вращивания внешних средств) не только в предметной плоскости; разрабатывать и совершенствовать способы индивидуальной помощи; интегрировать различные представления о развитии ребенка в рамках решения практических задач, в том числе и такие представления, которые строятся на не вполне совместимых теоретических основания.
Что можно сделать в исследовательском плане (познавательные или исследовательские задачи) на основе РДП : намечать и выстраивать новые предметы исследования; отслеживать динамику развития ребенка по векторам (разрабатывать соответствующие методы); отслеживать и делать осознанным для ребенка сам процесс интериоризации (вращивания внешних средств) не только в предметной плоскости; разрабатывать и совершенствовать способы индивидуальной помощи; интегрировать различные представления о развитии ребенка в рамках решения практических задач, в том числе и такие представления, которые строятся на не вполне совместимых теоретических основания.