Целью краеведческого направления является: создать условия для духовно–ценностной ориентации ребёнка в окружающем мире, воспитывая его гражданское самосознание через ознакомление с историей, природой и культурой родного края.
Реализация данной цели осуществляется посредством решения следующих основных задач: образовательных 1.формирование представлений о краеведении, как о предмете исторического и культурного развития общества; 2. приобретение знаний о природе родного края, о культуре, обычаях и традициях своего народа; 3. закрепление этих знаний на практике.
воспитательных 1.формирование уважительного, бережного отношения к историческому наследию своего края,его истории, культуре, природе; 2. воспитание уважительного отношения к окружающим людям, усвоение общепринятых норм поведения в общественных местах, в кругу знакомых и близких 3. умение анализировать своё поведение и принимать правильное решение в различных жизненных ситуациях.
развивающих 1. способствование развитию психических процессов (воображение, память, мышление, речь и т.д 2. развитие кругозора учащихся.
В ходе решения данных задач дети : знания, умения и навыки: развития моторики, координации движений, глазомера, точности -действий; пространственного представления; пространственного мышления; логического мышления; фантазии; наблюдательности; интереса к поиску решения; творческого воображения; творческих способностей; художественного вкуса.
«Родники » Основной целью программы является - ознакомление школьников с историей, культурой и бытом татарского и русского народа. Для раскрытия цели были поставленные задачи: - Познакомить школьников с миром музея, с историей, культурой и бытом народов в прошлые годы. - Развивать интерес, любознательность к предметам старины. - Обогащать речь у детей образными выражениями малых форм фольклора. - Формировать уважение к историческому прошлому нашего народа. - Воспитать свободную и творческую личность, осознающую свои корни, национальные истоки.
Ожидаемые результаты: дети должны знать: названия домашней утвари (миска, чугунок, самовар, горшок, ухват) уметь их называть, отличать татарские и русские национальные костюмы, знать потешки, словесные игры. дети должны знать: устройство старинной избы, убранство, орудия труда прошлого века, уметь их называть, труд хлебороба, труд вышивальщицы, пословицы, поговорки, словесные игры, татарские национальные праздники. дети должны знать: устройство и предназначение печи, орудия труда для сельскохозяйственных работ, домашнюю утварь и знать их названия, различать татарские и русские орнаменты, татарские национальные праздники. Уметь использовать в речи пословицы, поговорки, загадки, на русском и татарском языках, играть словесные игры. Должны владеть информацией по истории, культуре и быту человека прошлого века в соответствии со своим возрастом.
Кружок « Литературное наследие Сибири » Цели: 1)воспитание любви к родному краю, обычаям, языку, культуре народов Сибири; 2) формирование навыков аналитико-эстетического чтения произведений о Сибири; 3) развитие литературно-творческих способностей учащихся, устной и письменной речи учащихся 4)знакомство с фольклором и литературой родного края; формирование потребности в самостоятельном чтении художественных текстов. Ключевые компетентности: - воспитание любви к «малой» родине, родному краю; - сибирский характер, ментальность сибиряков; -личностное сопричастие к родной природе, культуре своих предков; - понимание преемственности человеческого существования.
Формы организации занятий: уроки-беседы; очные и заочные экскурсии, литературные встречи, гостиные, литературные утренники, викторины, практикумы, уроки творчества. Круг изучаемых произведений: Русские писатели о Сибири. Творчество писателей-сибиряков. Творчество современных сибирских писателей. Произведения устного народного творчества.
Программа «Истоки» предполагает обучение учащихся основам краеведения и музейного дела в процессе создания и обеспечения деятельности школьного музея. Содержание программы составляют четыре модуля: «Наша школьная страна»; «История семьи – моя родословная »; «Родники народные»; «История семьи в истории войны: «Поклонимся великим тем годам»
Формы учебной работы: Поисковая и проектная деятельности Оформительская работа Просветительская деятельность
Ожидаемые результаты: объединение детей и подростков вокруг деятельности, полезной людям, городу, обществу; получение целостной картины по истории развития школы и ее традиций; воспитание у учащихся чувства гордости за свою школу, желание внести свою лепту в историю школы, оставить после себя след; расширение и углубление знаний учащихся о родном городе, его истории, его людях, событиях и фактах, а значит, воспитание любви к родному городу, развитие гражданских, патриотических качеств личности; обеспечение духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения; пополнение фондов школьного музея новыми материалами по истории Великой Отечественной Войны, города, школы; создание банка методических материалов для долгосрочной программы патриотического воспитания.